Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Воронина С.Н.,
при секретаре Кузнецовой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития "данные изъяты" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", присвоении звания "Ветеран труда", обязании выдать удостоверение "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента социального развития "данные изъяты" (ФИО)4 на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
исковое заявление (ФИО)1 удовлетворить частично;
признать незаконным отказ Департамента социального развития "данные изъяты" в отношении (ФИО)1 в присвоении звания "Ветеран труда";
обязать Департамент социального развития "данные изъяты" присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда";
в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать;
взыскать с Департамента социального развития "данные изъяты" в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
(ФИО)1 обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что (дата) на основании приказа Министра труда и социальной защиты РФ (номер)-п истец была награждена Почетной грамотой Министерства труда и социальной защиты РФ "За многолетний добросовестный труд и заслуги в социально-трудовой сфере", а также с (дата) истец получает пенсию по старости. Указанные обстоятельства позволяют истцу претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", однако Департамент социального развития отказал в присвоении звания, так как вышеуказанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, дающих право на присвоение этого звания. Просит признать отказ в присвоении звания незаконным, обязать Департамент социального развития "данные изъяты" присвоить ей звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель Департамента социального развития (адрес) - Югры (ФИО)4 \лд 52\ просит отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, поскольку судом нарушены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что согласно пп 24 п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом также не принято во внимание то, что в силу ст 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу (ФИО)1 просит решение суда оставить без изменения, поскольку доводы жалобы необоснованны.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что (ФИО)1 (дата) на основании приказа Министра труда и социальной защиты РФ (номер)-п была награждена Почетной грамотой Министерства труда и социальной защиты РФ "За многолетний добросовестный труд и заслуги в социально-трудовой сфере" \лд 11-12\.
Согласно письму Департамента социального развития (адрес) - Югры от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что указанная Почетная грамота не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденный постановлением Правительства (адрес) от (дата) (номер)-п \лд 13-14\.
Истец является получателем пенсии по старости с (дата) \лд 32\.
В соответствии с п 1 ст 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
Приказом от (дата) (номер)н "О ведомственных наградах Министерства груда и социальной защиты Российской Федерации" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) (номер) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" в целях поощрения работников системы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, а также других граждан, принимающих активное участие в развитии социально-трудовой сферы, утверждены ведомственные награды Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: нагрудный знак "Милосердие", нагрудный знак "Отличник социально-трудовой сферы", Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Почетной грамотой Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации награждаются работники социально-трудовой сферы за многолетний добросовестный труд, имеющие стаж работы в отрасли не менее десяти лет (Положение о Почетной грамоте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).
Таким образом, Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации является ведомственной наградой за отличия в труде.
В силу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п 1 ст 4 Закона ХМАО - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда (адрес) - Югры" определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Между тем, по смыслу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п 4 Постановления от (дата) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч 5 ст 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Учитывая, что истец является пенсионером по старости, имеет необходимый 20-тилетний трудовой стаж в календарном исчислении, награждена ведомственным знаком отличия - Почетной грамотой Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, суд первой инстанции правильно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации исчерпывающего перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, и руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития ХМАО - Югры без удовлетворения.
Председательствующий Гавриленко Е.В.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.