Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Гавриленко Е.В.,
судей коллегии Борисовой Е.Е. и Воронина С.Н.,
при секретаре Кузнецовой С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития "данные изъяты" о присвоении звания "Ветеран труда"
по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента социального развития "данные изъяты" (ФИО)4 на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
исковое заявление (ФИО)1 удовлетворить;
обязать Департамент социального развития "данные изъяты" присвоить (ФИО)1 звание "Ветеран труда";
взыскать с Департамента социального развития "данные изъяты" в пользу (ФИО)1 расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Заслушав доклад судьи (ФИО)6, истца (ФИО)1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась к ответчику с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании приказа Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму (номер)-о от (дата) истец была награждена ведомственным знаком отличия в труде "Отличник физической культуры и спорта", а также с (дата) является получателем страховой пенсии по старости. Указанные обстоятельства позволяют истцу претендовать на присвоение звания "Ветеран труда", однако Департамент социального развития отказал в присвоении звания, так как вышеуказанный знак отличия не включен в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение этого звания. Просит обязать ответчика присвоить звание "Ветеран труда".
Судом принято вышеуказанное решение, которое представитель ответчика Департамента социального развития ХМАО - Югры (ФИО)4 \лд 37\ просит отменить и принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку судом нарушены нормы материального права. Судом не принято во внимание, что согласно пп 24 п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом также не принято во внимание то, что в силу ст 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п 2 ст 26.3 Федерального закона от (дата) N184-ФЗ. Такие расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Учитывая, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу истец (ФИО)1 просит решение суда оставить без изменения, поскольку доводы жалобы необоснованны.
Истец в суде апелляционной инстанции просила решение суда оставить в силе.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия полагает, что решение суда отмене не подлежит.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму (номер)-о от (дата) истец была награждена ведомственным знаком отличия в труде "Отличник физической культуры и спорта". В подтверждение представлено удостоверение (номер) \лд 9\.
Согласно письму Департамента социального развития ХМАО - Югры от (дата) истцу отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что ведомственный знак отличия в труде "Отличник физической культуры и спорта" отсутствует в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном постановлением (адрес) от (дата) (номер)-п.
Истец является получателем пенсии по старости с (дата), что подтверждается справкой ГУ УПФР в (адрес) (номер) от (дата) \лд 7\.
В соответствии с п 1 ст 7 Федерального закона от (дата) N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от (дата) (номер) знак "Отличник физической культуры и спорта" является знаком отличия федерального органа государственной власти и управления Российской Федерации в области физической культуры и спорта. Знаком "Отличник физической культуры и спорта" награждаются лица, имеющие большие заслуги в физкультурно-спортивной работе, работающие в области физической культуры и спорта не менее 10 лет, за активную многолетнюю и плодотворную организационно-методическую работу по развитию массовой физической культуры и спорта.
Таким образом, знак "Отличник физической культуры и спорта" является ведомственной наградой за отличие в труде.
В силу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п 1 ст 4 Закона ХМАО - Югры от (дата) (номер)-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в (адрес) - Югре" перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечень наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления в соответствии с настоящим Законом мер социальной поддержки лицам, указанным в подпункте 2 пункта 4 статьи 1, подпункте 2 пункта 1 статьи 3 настоящего Закона, утверждаются Правительством (адрес) - Югры.
Постановлением Правительства (адрес) - Югры от (дата) N 103-п "Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий (адрес) - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда (адрес) - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда (адрес) - Югры" определен перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как знак "Отличник физической культуры и спорта".
Между тем, по смыслу п 4 ст 7 Федерального закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи.
Утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст 7 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п 4 Постановления от (дата) N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч 5 ст 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
Учитывая, что (ФИО)1 имела необходимый 20-тилетний трудовой стаж в календарном исчислении и награждена ведомственным знаком отличия в труде Государственного Комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации исчерпывающего перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст ст 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Председательствующий Гавриленко Е.В.
Судьи коллегии Борисова Е.Е.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.