Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Штолинского А.С..,
судей Погорельцевой Т.В., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о признании предписания государственного органа недействительным,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нижневартовского городского суда от 05 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление акционерного общества "Самотлорнефтегаз" о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре N 698-ЗК/39 от 18 декабря 2015 года - удовлетворить.
Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре N 698-ЗК/39 от 18 декабря 2015 года недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в пользу акционерного общества "Самотлорнефтегаз" судебные расходы в размере 2 000 рублей".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., судебная коллегия
установила:
Акционерное общество "Самотлорнефтегаз" обратилось в суд с административным иском к Управлению Росприроднадзор по ХМАО - Югре о признании предписания государственного органа недействительным, мотивируя требования тем, что на основании приказа N1711 от 23.10.2015 года Управлением Росприроднадзор ХМАО - Югре в отношении общества была проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки составлен акт проверки от 18.12.2015 года N 380 с выявленными нарушениями на объекте размещения отходов (шламовом амбаре), расположенном в районе кустовой площадки N (номер). Проверкой установлено, что на шламовом амбаре не ведется мониторинг и контроль состояния загрязнения подземных вод в месте размещения отходов, отсутствуют наблюдательные скважины и результаты мониторинга, тем самым не выполнены требования ранее выданного предписания N54-ЗК/2 от 24.02.2015 г. По итогам проверки 18.12.2015 года Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре вынесено предписание N 698-ЗК/39 с требованиями об организации обществом мониторинга объекта размещения отходов (шламового амбара) прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения в срок до 10.10.2016 года. С вынесенным предписанием общество не согласно, считает содержащиеся в нем требования незаконными, поскольку шламовый амбар - объект размещения отходов, указанный в предписании, на праве собственности обществу не принадлежит и не находится у него на правах иного владения или пользования. Проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию и эксплуатацию данного объекта размещения отходов общество не осуществляло. В хозяйственной деятельности общества данный объекты размещения отходов не используется, отходы производства в нем заявитель не размещал. В процессе реорганизации АО "Нижневартовскнефтегаз" путем выделения ОАО "Самотлорнефтегаз" перехода каких-либо обязательств в отношении данного объекта не произошло. Действующее лицензионное соглашение по добыче нефти не содержит обязательств по ликвидации последствий деятельности предыдущих недропользователей. В этой связи общество не должно осуществлять мониторинг экологического состояния окружающей среды в отношении спорного объекта и прилегающей к нему территории.
При этом доказательств использования или потенциальной пригодности использования подземных вод, расположенных под спорными объектами для питьевого, хозяйственно бытового водоснабжения и лечебных целей Управлением Росприроднадзора по ХМАО - Югре не представлено, тогда как нормы СП 2.1.5.1059-01 распространяются на подземные воды, используемые или потенциально пригодные к использованию для питьевого, хозяйственно - бытового водоснабжения и лечебных целей.
Более того, спорный шламовый амбар находится в границах договоров аренды земель лесного фонда.
Соответственно требования Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре в части проведения мониторинга подземных вод в районе размещения спорных объектов, расположенных на землях леса, незаконны и не имеют юридической силы.
Между тем, обществом осуществляется мониторинг почвы, воды и растительности в районе расположения шламовых амбаров на основании договора от 02.07.2015 г. N СНГ - 1203/15 на проведение лабораторного экоаналитического контроля, в соответствии с утвержденными ФБУ "ЦЛАТИ по УФО" по ХМАО-Югре планами- графиками.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре просит решение суда отменить.
В обоснование доводов указывает, что на необходимость проведения лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду указано в п. 3 ст. 12 Закона об отходах производства и потребления.
Гигиенические требования к охране подземных вод при организации и эксплуатации объектов размещения отходов, в том числе промышленных, установлены Санитарными правилами "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения СП 2.1.5.1059-01", утвержденными главным государственным врачом Российской Федерации 16.07.2001 года, которые подлежат применению к шламовым амбарам.
Кроме того, указывает, что вывод суда об отсутствии доказательств наличия в недрах лесного земельного участка подземных вод, используемых или потенциально пригодных к использованию для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и лечебных целей, - не состоятелен, поскольку хозяйственно-питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, на основании приказа Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре от 23.10.2015 г. N 1711 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица АО "СНГ" в отношении административного истца была проведена проверка, предметом которой являлась проверка выполнения ранее выданного АО "Самотлорнефтегаз" предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N54-ЗК/2 от 24.02.2015 года, согласно которому обществу было необходимо в целях исключения попадания загрязняющих веществ в подземные воды и грунтовые воды организовать мониторинг объекта размещения отходов, шламового амбара куста N (номер) Самотлорского месторождения, срок исполнения 30.09.2015 года.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 18 декабря 2015 года N 380, согласно которому в ходе проведения внеплановой выездной проверки АО "Самотлорнефтегаз" не представлены для ознакомления какие- либо документы, свидетельствующие об организации мониторинга загрязнения подземных и грунтовых вод на объекте размещения отходов.
По результатам акта проверки АО "Самотлорнефтегаз" вынесено предписание N698-ЗК/39 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 18 декабря 2015 года, которым обществу предписано в целях исключения попадания загрязняющих веществ в подземные и фунтовые воды организовать мониторинг объекта размещения отходов, шламового амбара куста N (номер) Самотлорского месторождения.
В качестве оснований выдачи предписания Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре сослалось на нарушение АО "Самотлорнефтегаз" ст. 34, ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч. 3, 4 ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года "Об отходах производства и потребления", пункты 3.1, 3.2 и 5.6 Санитарных правил 2.1.5.1059-01.
Из материалов дела следует, что шламовый амбар куста N (номер) Самотлорского месторождения, находится на землях лесного фонда.
Как следует из предписания N698-ЗК/39 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 18 декабря 2015 года обществу предписано в целях исключения попадания загрязняющих веществ в подземные и грунтовые воды организовать мониторинг объекта размещения отходов, шламового амбара куста N (номер) Самотлорского месторождения.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено доказательств наличия в недрах лесного земельного участка подземных вод, используемых или потенциально пригодных к использованию для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и лечебных целей, пригодности подземных вод для указанных целей, подтвержденной санитарно-эпидемиологическими заключениями, отнесение спорной территории к соответствующим санитарным зонам. Как и не представлено доказательств наличия установленных законом оснований для вынесения оспариваемого предписания, обязывающего административного истца организовать мониторинг подземных и грунтовых вод, соответствия этого предписания нормативно-правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое предписание возлагает на общество не предусмотренные законом обязанности, чем нарушает его права и законные интересы. На этом основании предписание административного ответчика признал незаконным и подлежащим отмене.
Судебная коллегия оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не находит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, спорное предписание (л.д.12) вынесено в связи с выводом контрольного органа о неисполнении предшествующего предписания N54-ЗК/2 от 24.02.2015 (л.д. 20), согласно которому обществу было необходимо в целях исключения попадания загрязняющих веществ в подземные воды и грунтовые воды организовать мониторинг объекта размещения отходов, шламового амбара куста N (номер) Самотлорского месторождения в срок до 30.09.2015 года.
Апелляционным определением по делу N 33а-2095/2016 от 05.04.2016 предписание Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре N54-ЗК/2 от 24.02.2015 признано недействительным.
Поскольку первое предписание N54-ЗК/2 от 24.02.2015 признано не соответствующим требованиям закона, то и последующее N698-ЗК/39 от 18.12.2015, вынесенное в порядке контроля за исполнением первого подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 05 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий Штолинский А.С.
Судьи Погорельцева Т.В.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.