Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Штолинского А.С..,
судей Погорельцевой Т.В., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о признании предписания государственного органа недействительным,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нижневартовского городского суда от 06 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление акционерного общества "Самотлорнефтегаз" о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО- Югре N 710-3K/39 от 18 декабря 2015 года - удовлетворить.
Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре N 710-3K/39 от 18 декабря 2015 года незаконным.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в пользу акционерного общества "Самотлорнефтегаз" судебные расходы в размере 2 000 рублей".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения представителей административного ответчика Мокрецкой Я.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Неверова Ю.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
АО "Самотлорнефтегаз" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре о признании незаконным предписания N 710-3K/39 от 18 декабря 2015 года о рекультивации участка, загрязненного промышленными отходами, прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения, мотивируя требования тем, что на основании приказа от 23.10.2015 г. N 1723 Управлением Росприроднадзор по ХМАО-Югре в отношении АО "Самотлорнефтегаз" была проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания N42-3K/39 от 24.02.2015 г., согласно которому общество было обязано в срок до 25.09.2015 г. провести мероприятия по рекультивации загрязненного промышленными отходами земельного участка (шламового амбара), прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения и сдать рекультивированный участок в установленном законом порядке.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 18.12.2015 N392, согласно которому установлено, что АО "Самотлорнефтегаз" рекультивация загрязненного участка не проведена, соответственно, предписание N42-3K/39 от 24.02.2015 не выполнено. По итогам внеплановой проверки Управление Росприроднадзор по ХМАО-Югре оформило новое предписание N710-3H/39 от 18.12.2015 г.
С вынесенным предписаниям АО "СНГ" не согласно.
Буровой шламовый амбар - объект размещения отходов, указанный в предписании, расположен на территории Самотлорского лицензионного участка, право пользования которого не перешло к обществу в процессе реорганизации ОАО " "данные изъяты"" путем выделения ОАО "Самотлорнефтегаз" (в последствии АО "Самотлорнефтегаз").
По мнению административного истца, лицензия предоставляет право на пользование недрами (участками недр), при этом право пользования землей (земельным участком) не предоставляется.
Договор аренды земли так же не влечет возникновения каких-либо правомочий в отношении объектов недвижимости.
Помимо этого, общество в рамках реализации социально-партнерских программ заключенных с Правительством ХМАО-Югры осуществляет деятельность по ликвидации техногенных объектов категории "исторического наследия". Данные отношения являются добровольными.
Для целей осуществления рекультивации земельных участков и ликвидации шламовых амбаров Автономной некоммерческой организацией Экспертно-аналитический центр по проблемам окружающей среды "ЭКОТЕРРА" для Общества разработан Типовой проект рекультивации земельных участков, нарушенных в связи с созданием шламовых амбаров.
Работы по восстановлению земельного участка (рекультивации) в районе шламового амбара куста N (номер) произведены на основании Типового проекта в мае - августе 2013 года.
Типовой проект на тот период имел положительное заключение Департамента экологии ХМАО - Югры. Проект технической документации прошел государственную экспертизу и получил заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Заключение утверждено приказом Службы по надзору в сфере природопользования РФ по ХМАО-Югре от 26.04.2011г. N279.
Общество также располагает документами, подтверждающими фактическое выполнение работ по рекультивации земли и ликвидации шламового амбара в районе куста N (номер) по технологии "Переработка бурового шлама в грунт, выполняющий функции почвообразующей породы".
По мнению АО "Самотлорнефтегаз", шламовый амбар в районе куста N (номер) рекультивирован.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре просит решение суда отменить.
В обоснование доводов указывает, что суд ошибочно полагает, что общество провело рекультивацию земельного участка, загрязненного промышленными отходами, что рассматриваемый проект рекультивации не подпадает под требование прохождения обязательной экологической экспертизы. Указывает, что суд не применил нормативно-правовой акт, подлежащий применению - Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
Кроме того, полагает, что суд применил к рассматриваемым правоотношениям не подлежащий применению нормативно-правовой акт Постановление ХМАО-Югры от 10.12.2004 N 466 "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО-Югры".
В возражениях на апелляционную жалобу АО "Самотлорнефтегаз" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебное заседание со 02.08.2016 отложено на 09.08.2016 на 9 час. 30 мин. для представления обществом дополнительных доказательств восстановления спорного земельного участка.
После отложения судебного заседания представителем общества дополнительно представлены: Приказ Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры "Об утверждении состава постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель на вегетационный период 2013 года от 29.04.2013 N 214-п; письмо Природнадзор Югры от 04.08.2016 о том, что по состоянию на 01.01.2016 ликвидированный шламовый амбар, расположенный в районе куста (номер) выведен из регионального реестра объектов размещения отходов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, на основании Приказа Управления Росприроднадзор по ХМАО-Югре от 23.10.2015 г. N 1723 проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Самотлорнефтегаз", предметом которой являлось выполнение выданного предписания N42-3K/39 от 24.02.2015 г.
Согласно предписанию N42-3K/39 от 24.02.2015 г. АО "Самотлорнефтегаз" было обязано в срок до 25.09.2015 г. провести мероприятия по рекультивации загрязненного промышленными отходами земельного участка (шламового амбара), прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения и сдать рекультивированный участок в установленном законом порядке.
По результатам проверки был составлен акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования N392 от 18.12.2015 г., согласно которому на момент проведения внеплановой выездной проверки акт приемки-сдачи рекультивированного земельного участка (шламового амбара), прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения отсутствовал, таким образом, предписание N42-3K/39 от 24.02.2015 г. не выполнено.
Земельный участок (шламовый амбар), прилегающий к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения, расположен на землях лесного фонда, представлен в аренду АО "Самотлорнефтегаз".
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, исходя из имеющихся в материалах дела документов (договора и исполнительской документации) работы по рекультивации объекта размещения отходов (шламового амбара) в районе кустовой площадки N (номер) Самотлорского месторождения проведены в период май - август 2013 г. выполнены на основании Типового проекта, имевшего положительное заключение Департамента экологии ХМАО - Югры (от 25.07.2011 N76) и Проекта технической документации "Переработка бурового шлама в грунт, выполняющий функции почвообразующей породы", получившего заключение государственной экологической экспертизы (приказ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования от 21.12.2012 N 700) о возможности применения в течение 5 лет.
Вывод суда основан на доказательствах, имеющихся в материалах дела.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что, согласно акту освидетельствования земель членами постоянной комиссии от 22.07.2013 года, на землях лесного фонда в районе шламового амбара куста (номер) выполнены работы по рекультивации, имеется растительный покров. Рекультивированный земельный участок 0,1595 га рекомендован к приемке. Оставлено на доработку 0 га (л.д.23-24). Акт подписан в составе уполномоченных представителей членов Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в Нижневартовском районе старшим отдела участковым лесничим Нижневартовского участкового лесничества Шкилевым А.В., Баранниковым С.М.
Согласно Приказу Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры "Об утверждении состава постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель на вегетационный период 2013 года от 29.04.2013 N 214-п указанные лица входят в состав постоянной комиссии по приемке рекультивированных земель лесного фонда.
Согласно письму Природнадзор Югры от 04.08.2016, по состоянию на 01.01.2016 ликвидированный шламовый амбар, расположенный в районе куста (номер) выведен из регионального реестра объектов размещения отходов.
Поскольку спорный земельный участок восстановлен, оснований для вынесения оспариваемого предписания от 18.12.2015 N 710-ЗК/39 у административного ответчика не было.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 06 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий Штолинский А.С.
Судьи Погорельцева Т.В.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.