Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Погорельцевой Т.В.,
судей Толстогузова А.В., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Самотлорнефтегаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре о признании предписания государственного органа недействительным,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре на решение Нижневартовского городского суда от 06 мая 2016 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление акционерного общества "Самотлорнефтегаз" о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО- Югре N 709-ЗК/39 от 18 декабря 2015 года - удовлетворить.
Признать предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре N 709-ЗК/39 от 18 декабря 2015 года незаконным.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре в пользу акционерного общества "Самотлорнефтегаз" судебные расходы в размере 2 000 рублей".
Заслушав доклад судьи Степановой М.Г., объяснения представителя административного ответчика Примак С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей административного истца Неверова Ю.В., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
АО "Самотлорнефтегаз" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росприроднадзора по ХМАО-Югре о признании незаконным предписания N 709-ЗК/39 от 18 декабря 2015 года о рекультивации участка, загрязненного промышленными отходами, прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения, мотивируя требования тем, что на основании приказа от 23.10.2015 г. N 1722 Управлением Росприроднадзор по ХМАО-Югре в отношении АО "Самотлорнефтегаз" проведена внеплановая выездная проверка на предмет исполнения ранее выданного предписания N44-ЗК/39 от 24.02.2015 г., согласно которому общество обязано в срок до 25.09.2015 г. провести мероприятия по рекультивации загрязненного промышленными отходами земельного участка (шламового амбара), прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения и сдать рекультивированный участок в установленном законом порядке. По результатам проведенной проверки составлен акт от 18.12.2015 N391, согласно которому установлено, что обществом рекультивация загрязненного участка не проведена.
По итогам внеплановой проверки Управление Росприроднадзор по ХМАО-Югре оформило новое предписание N709-ЗК/39 от 18.12.2015 г.
С вынесенным предписаниям общество не согласно.
Буровой шламовый амбар - объект размещения отходов, указанный в предписании, расположен на территории Самотлорского лицензионного участка, право пользования которого не перешло к обществу в процессе реорганизации ОАО " "данные изъяты"" путем выделения ОАО "Самотлорнефтегаз" (в последствии АО "Самотлорнефтегаз").
По мнению административного истца, лицензия предоставляет право на пользование недрами (участками недр), при этом право пользования землей (земельным участком) не предоставляется.
Договор аренды земли так же не влечет возникновения каких-либо правомочий в отношении объектов недвижимости.
Помимо этого, общество в рамках реализации социально-партнерских программ заключенных с Правительством ХМАО-Югры осуществляет деятельность по ликвидации техногенных объектов категории "исторического наследия". Данные отношения являются добровольными.
Для целей осуществления рекультивации земельных участков и ликвидации шламовых амбаров Автономной некоммерческой организацией "данные изъяты" для общества разработан Типовой проект рекультивации земельных участков, нарушенных в связи с созданием шламовых амбаров.
Работы по восстановлению земельного участка (рекультивации) в районе шламового амбара куста N (номер) произведены на основании Типового проекта в мае - августе 2013 года.
Типовой проект на тот период имел положительное заключение Департамента экологии ХМАО - Югры. Проект технической документации прошел государственную экспертизу и получил заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, которое утверждено Службой по надзору в сфере природопользования РФ по ХМАО-Югре. По результатам рекультивационных работ на спорном шламовом амбаре обществом получено заключение члена постоянной комиссии от 28.09.2015г. N 02/34-2/2015 о том, что рекультивированные земли лесного фонда в районе шламового амбара куста N (номер) соответствуют требованиям (нормативам) по содержанию химических загрязнителей установленных ГЭЭ. Общество также располагает документами, подтверждающими фактическое выполнение работ по рекультивации земли и ликвидации шламового амбара в районе куста N (номер) по технологии "Переработка бурового шлама в грунт, выполняющий функции почвообразующей породы".
По мнению АО "Самотлорнефтегаз", шламовый амбар в районе куста N (номер) рекультивирован.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре просит решение суда отменить.
В обоснование доводов указывает, что суд ошибочно полагает, что общество законным образом провело рекультивацию земельного участка, загрязненного промышленными отходами, что рассматриваемый проект рекультивации не подпадает под требование прохождения обязательной экологической экспертизы. Указывает, что суд не применил нормативно-правовой акт, подлежащий применению - Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы.
Кроме того, полагает, что суд применил к рассматриваемым правоотношениям не подлежащий применению нормативно-правовой акт Постановление ХМАО-Югры от 10.12.2004 N 466 "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО-Югры".
В возражениях на апелляционную жалобу АО "Самотлорнефтегаз" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, на основании приказа Управления Росприроднадзор по ХМАО-Югре от 23.10.2015 г. N 1722 проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО "Самотлорнефтегаз", предметом которой являлось выполнение выданного предписания N44-ЗК/39 от 24.02.2015 г.
Согласно предписанию N44-ЗК/39 от 24.02.2015 АО "Самотлорнефтегаз" обязано в срок до 25.09.2015 г. провести мероприятия по рекультивации загрязненного промышленными отходами земельного участка (шламового амбара), прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения и сдать рекультивированный участок в установленном законом порядке.
По результатам проверки составлен акт проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования N391 от 18.12.2015 г., согласно которому на момент проведения внеплановой выездной проверки акт приемки-сдачи рекультивированного земельного участка (шламового амбара), прилегающего к кустовой площадке N (номер) Самотлорского месторождения отсутствовал, таким образом, предписание N44-ЗК/39 от 24.02.2015 г. не выполнено.
Из материалов дела следует, что земельный участок, прилегающий к кустовой площадке N (номер), находится на землях лесного фонда. Представлен обществу в аренду на основании договора аренды лесного участка.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов (договора и исполнительской документации) работы по рекультивации объекта размещения отходов (шламового амбара) в районе кустовой площадки N (номер) Самотлорского месторождения проведены в период май - август 2013 г. на основании Типового проекта, имевшего положительное заключение Департамента экологии ХМАО - Югры (от 25.07.2011 N76) и Проекта технической документации "Переработка бурового шлама в грунт, выполняющий функции почвообразующей породы", получившего заключение государственной экологической экспертизы о возможности применения в течение 5 лет.
В соответствии с нормативами допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории ХМАО-Юры, утвержденными Постановление Правительтва ХМАО - Югры от 10.12.2004 N 466-п, в почвах, относящихся к торфяные болотные верховые, торфяные болотные переходные, торфяные болотные низинные допускается остаточное содержание нефтепродуктов после рекультивации в размере от 20 000 мг/кг до 60 000 мг/кг.
В силу пункта 1.3. указанного документа, региональный норматив предназначен для применения контролирующими органами и хозяйствующими субъектами при оценке состояния почв и земель, проведения рекультивационных и иных восстановительных работ.
Кроме того, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры в силу Положения "О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры" (утв. Постановление Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 N 299-п) осуществляет ведение реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов автономного округа.
В соответствии с Приказом Департамента природных ресурсов ХМАО- Югра N612-п от 07.05.2015 г. Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей природной среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югра участвует в приемке рекультивированных земельных участков, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно заключению члена постоянной комиссии от 28.09.2015 г. N 02/34-2/2015 и акту рабочей комиссии от 23.09.2015 г. участок признан соответствующим требованиям (нормативам) по содержанию химических загрязнителей установленных ГЭЭ.
Обществом в качестве доказательств проведения работ по рекультивации земельного участка (шламового амбара) в районе кустовой площадки N (номер) в материалы дела представлены: копии договора подряда от 24.04.2013г. NСНГ-0603/13, исполнительской документации, подтверждающей фактическое выполнение работ по рекультивации земли и ликвидации шламового амбара, протоколы отбора проб в почвах, заключения члена постоянной комиссии.
Согласно письму Природнадзор Югры от 04.08.2016, по состоянию на 01.01.2016 ликвидированный шламовый амбар, расположенный в районе куста (номер) выведен из регионального реестра объектов размещения отходов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции основательно пришел к выводу о том, что восстановление земельного участка произведено, спорный участок соответствует установленным в регионе нормативам допустимого содержания вредных веществ после рекультивации.
Соответственно, оснований для вынесения повторного предписания у административного ответчика не было.
Руководствуясь статьями 307-309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижневартовского городского суда от 06 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре - без удовлетворения.
Председательствующий Погорельцева Т.В.
Судьи Толстогузов А.В.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.