Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Серга Н.С.,
судей: Мудрой Н.Г., Коневой О.А.
при секретаре Сушковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда ЕАО от 28 июля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части " ... " о понуждении к совершению определённых действий - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казённое учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в срок до 31 декабря 2016 года организовать и провести капитальный ремонт хранилищ с инвентарным номером N " ... " и N " ... " войсковой части " ... " военный городок N " ... " по адресу " ... ".
Запретить Министерству обороны Российской Федерации и командиру войсковой части " ... " эксплуатацию зданий хранилищ с инвентаризационным номером N " ... " и N " ... " войсковой части " ... " до проведения капитального ремонта зданий.
Заслушав доклад судьи Мудрой Н.Г., пояснения заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона Штрауб Д.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона обратился в суд в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц с иском к Министерству обороны РФ, Федеральному государственному казённому учреждению (далее ФГКУ) "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, командиру войсковой части N " ... " Мушланову В.В. о понуждении к совершению определённых действий.
Требования мотивировал тем, что проведённой проверкой установлено наличие на территории войсковой части N " ... " " ... " хранилищ N " ... ", N " ... ", находящихся в федеральной собственности. Указанные хранилища признаны аварийными, нуждающимися в проведении капитального ремонта. В результате бездействия ответчиков в сентябре 2015 года произошло разрушение правой торцевой несущей стены и верхних рядов кирпичной кладки хранилища N " ... ", что привело к образованию сквозных трещин шириной 10 см. В апреле 2016 года произошло обрушение одной стороны железобетонной плиты перекрытия. В здании хранилища N " ... ", в результате подвижки грунта, в левой торцевой несущей стене также образовалась сквозная трещина шириной 15 см. Не проведение капитального ремонта вышеуказанных объектов противоречит требованиям действующего законодательства, дальнейшая их эксплуатация может привести к травмированию и гибели военнослужащих и гражданского персонала.
В судебном заседании помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона Помазкин Д.В. исковые требования поддержал в полном объёме, дополнительно просил установить срок исполнения решения суда до 31.12.2016 года.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия. В представленных письменных возражениях с исковыми требованиями не согласился, указав, что Министерство обороны РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с контрактом от 28.02.2013 услуги по текущему ремонту и содержанию казарменно-жилищного фонда оказывает управляющая организация.
Представитель ответчика ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, согласно предоставленного отзыва проведение ремонта зданий не входит в их полномочия. Данные функции в соответствии контрактом N 4-КЖФ от 19.05.2015 возложены на управляющую организацию. Считает, что ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель командира войсковой части N " ... " Герасимов А.В. с исковыми требованиями частично согласился, пояснил, что действительно проводились комиссионные обследования имущественного комплекса войсковой части, в ходе которых установлено частичное разрушение зданий хранилищ с инвентарными номерами N " ... ", N " ... " и даны заключения об их капитальном ремонте.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Трофимова А.А. просила решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объёме.
Мотивируя жалобу, указала, что в соответствии с государственным контрактом N 4-КЖФ от 19.05.2015 обязанность по обслуживанию казарменного жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в его интересах, возложена на управляющую организацию. Министерство обороны РФ, заключив госконтракт на стороне государственного заказчика и утвердив на 2015 год план текущего ремонта объектов МО РФ, переданных в эксплуатацию специализированной организации ОАО ГУЖКХ, реализовала свои полномочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными силами РФ. ОАО ГУЖКХ не представлено доказательств, подтверждающих исполнение обязательств по содержанию в исправном состоянии зданий хранилищ.
В возражениях на апелляционную жалобу военный прокурор Биробиджанского гарнизона Черепанов Е.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что контрактом от 19.05.2016 N 4-КЖФ на ОАО ГУЖКХ возложена обязанность технического обслуживания казарменного жилищного фонда и иных фондов, но не проведение капитального ремонта. В соответствии со ст.ст. 209, 210 ГК РФ бремя содержания имущества возлагается на его собственника. В связи с чем просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители ответчиков Министерства обороны РФ, командир войсковой части N " ... " в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил дело рассмотреть без их участия.
В суде апелляционной инстанции заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона Штрауб Д.Ф. с доводами апелляционной жалобы Министерства обороны РФ не согласился, поддержав возражения на неё, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны РФ без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения лица, участвующего в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 71 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ N 1082 от 16.08.2004, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закреплённого за Вооружёнными Силами РФ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела в пользовании войсковой части N " ... "находятся нежилые здания с инвентарными номерами " ... " и " ... ", расположенные в военном городке N " ... " " " ... "" по адресу: " ... ".
Вышеуказанные объекты недвижимого имущества являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Согласно актам общего весеннего осмотра имущественного комплекса зданий - хранилища с инвентарными номерами " ... " и " ... ", 1983 года постройки, общей площадью " ... " кв. м каждое, расположенные в военном городке N " ... " " " ... "" по адресу: " ... ", ЕАО, требуют проведения работ по капитальному ремонту.
Удовлетворяя иск военного прокурора и обязывая Министерство обороны РФ и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ организовать и провести капитальный ремонт хранилищ с инвентарными номерами " ... " и " ... ", расположенных в военном городке N " ... " " " ... "" по адресу: " ... ", ЕАО, суд первой инстанции исходил из их нуждаемости в проведении капитального ремонта, установленной на основании актов общего весеннего осмотра.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
12.04.2016 заместителем Министра обороны РФ утверждён Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016-2017гг, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2017 год (далее Регламент).
Согласно данному Регламенту общий осмотр объектов проводится комиссией, назначенной Потребителем, которым являются командиры воинских частей, с включением в неё представителей Исполнителя (сторонней специализированной организации, выполняющей работы и предоставляющей услуги в соответствии с заключенным Государственным контрактом).
По результатам общего весеннего (осеннего) осмотра Потребитель составляет акт, в котором отражаются результаты осмотра, делаются выводы и предлагаются меры по устранению отмеченных недостатков с приложением фотографий объектов.
По итогам осмотра на основании актов технического состояния Районный представитель государственного заказчика (отдел территориальный эксплуатации и контроля за оказанием услуг) определяет перечень объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта.
Районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с Региональным представителем исполнителя и направляет в адрес Окружного представителя государственного заказчика (Управление эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей).
Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками военного округа и направляет в Департамент строительства Министерства обороны РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на 2017 год. Вместе с заявочным планом капитального ремонта по каждому объекту направляется: техническое задание, акт технического осмотра, дефектный акт.
Согласно Руководству об эксплуатационных органах в сфере обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, утверждённого 31.05.2014 Зам. Министра обороны РФ, объекты недвижимости Министерства обороны включаются в план (титульные списки) капитального строительства, реконструкции (капитального ремонта) Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны только после положительного решения Министра обороны по представлению Генерального штаба Вооружённых Сил.
Таким образом, вопрос о признании объектов материально-технической базы воинских частей нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ.
Из пояснений заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона Штрауб Д.Ф., данных в суде апелляционной инстанции, установлено, что предусмотренная Регламентом процедура включения зданий хранилищ с инвентарными номерами " ... " и " ... " в Титул капитального ремонта не пройдена. Комиссией был проведён весенний осмотр указанных зданий, составлены соответствующие акты, которые командиром войсковой части N " ... " были направлены Районному представителю государственного заказчика - отдел 885 ТэиКОУ г. Хабаровск. До настоящего времени решение по данным актам не принято.
Письменных доказательств, подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта вышеуказанных объектов, материалы дела также не содержат. Акты общего весеннего осмотра объектов имущественного комплекса войсковой части N " ... " такими доказательствами не являются.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что вопрос о капитальном ремонте вышеуказанных зданий хранилищ в установленном порядке не рассмотрен и решение по ним не принято.
Поскольку вопрос о признании спорных объектов нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ, то суд не вправе своим решением подменять его компетенцию.
Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, производство по делу по иску военного прокурора подлежит прекращению на основании ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 220, п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда ЕАО от 28.07.2016 отменить, производство по делу по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, командиру войсковой части " ... " о понуждении к совершению определенных действий прекратить.
Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации считать удовлетворенной.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.