Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
председательствующего Золотаревой Ю.Г.,
судей Кукшиновой О.М., Тараника В.Ю.,
при секретаре Серебряковой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 31.08.2016, которым постановлено:
Исковые требования Литвин Л. В., общества с ограниченной ответственностью "Стройэлитцентр" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стройэлитцентр" денежные средства в размере 990 000 рублей по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 06.02.2015 N " ... ", выданному Литвин Л. В., в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения от " ... " путем перечисления на счет ООО "Стройэлитцентр" N " ... ", открытый в Хабаровском филиале АКБ "Банк Китая (Элос)".
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Стройэлитцентр" об обращении решения к немедленному исполнению и взыскании судебных расходов оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения представителя истца Литвин Л.В. Дубоделовой Н.Ю., представителя ответчика Министерства финансов РФ Захарова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Литвин Л.В. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ об обязании перечислить денежные средства.
Указала, что 06.02.2015 ОГБУ "МФЦ" ей выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего на территории ЕАО в 2013 году, на сумму 990 000 рублей, на основании которого " ... " между нею и ООО "Стройэлитцентр" заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: " ... ". Согласно условиям договора купли-продажи, оплата стоимости жилого помещения производится за счёт средств сертификата, после прохождения государственной регистрации. Договор купли-продажи прошёл государственную регистрацию, однако до настоящего времени денежные средства продавцу жилого помещения не перечислены в связи с непоступлением из федерального бюджета.
Просила взыскать с ответчика за счёт средств федеральною бюджета денежные средства в размере 990 000 рублей по сертификату от 06.02.2015 N " ... " о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, выданного на имя Литвин Л.В., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от " ... " путём перечисления на лицевой счёт продавца ООО "Стройэлитцентр" N " ... ", открытый в Хабаровском филиале АКБ "Банк Китая (Элос)".
Определением суда от 31.08.2016 изменён процессуальный статус третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца ООО "Стройэлитцентр" на соистца. К производству приняты требования ООО "Стройэлитцентр" к РФ в лице Министерства финансов РФ о взыскании денежных средств в размере 990 000 рублей на основании сертификата, выданного Литвин Л.В., обязании ответчика за счёт средств федеральною бюджета перечислить указанную сумму на лицевой счёт продавца ООО "Стройэлитцентр" N " ... " в Дальневосточном банке АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО). Также просило взыскать с ответчика в пользу ООО "Стройэлитцентр" судебные расходы в размере 1 500 рублей, решение обратить к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца Пекарь М.А. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала. Требование ООО "Стройэлитцентр" о взыскании судебных расходов и обращении решения к немедленному исполнению оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Цепляева Ю.В. исковые требования Литвин Л.В., ООО "Стройэлитцентр" не признала. Указала, что Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГБУ "МФЦ" Галушин В.С. указал на обоснованность заявленных Литвин Л.В. и ООО "Стройэлитцентр" исковых требований. Возражал против обращения решения суда к немедленному исполнению.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика комитета социальной защиты населения правительства ЕАО Александрова Н.В. указала на обоснованность заявленных Литвин Л.В. и ООО "Стройэлитцентр" исковых требований. Возражала против удовлетворения требований ООО "Стройэлитцентр" в части взыскания судебных расходов и обращения решения к немедленному исполнению.
Истец Литвин Л.В., представитель истца ООО "Стройэлитцентр", представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
Суд постановилуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. просила решение отменить, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска к Российской Федерации.
Мотивируя жалобу, указала, что в результате неправомерных действий ОГБУ "МФЦ", выразившихся в неперечислении денежных средств, нарушено право Литвин Л.В. оплатить приобретённое ею жилое помещение.
Министерство финансов РФ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством не производит оплату денежных сертификатов физическим лицам и не принимает решение о выделении трансфертов на ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Требования ст. 74 БК РФ по доведению бюджетных ассигнований на реализацию мер государственной поддержки Министерством финансов РФ в 2015 году исполнены. Денежные средства поступили в бюджет ЕАО. Таким образом, фактические обстоятельства причинения вреда истцу Министерством финансов РФ не установлены.
В апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства финансов РФ Захаров С.В. доводы и требования апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истицы Литвин Л.В. Дубоделова Н.Ю. указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Истица Литвин Л.В., представитель истца ООО "Стройэлитцентр", представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ОГБУ "МФЦ", комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО в апелляционную инстанцию не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В связи с крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории ЕАО в 2013 году, в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Частью 1 статьи 1 Закона ЕАО от 17.03.2014 N 477-ОЗ "О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году" установлено, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, постоянно проживающие в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющие другого жилья на условиях социального найма или в собственности, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающие в этих жилых помещениях на 07.08.2013, а также признанные в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения до 01.01.2017.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 N 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок), согласно пунктам 19 и 25 которого ОГКУ "МФЦ" на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка, формирует дело гражданина, производит расчет выплаты и оформляет сертификат, подтверждающий право на предоставление выплаты.
В случае отсутствия права на получение выплаты у гражданина, являющегося собственником утраченного жилого помещения, сертификат оформляется на одного из совершеннолетних членов его семьи с письменного согласия других членов семьи.
Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.
Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы".
Согласно пункту 4 Правил (Приложение N 11(1) к федеральной программе "Жилище" на 2011-2015 годы) предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении N 4 к указанной Программе.
Предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов (пункт 11 Правил).
В связи с чем Министерство строительства и ЖКХ РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
В соответствии со статьей 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.
Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Министерства строительства и ЖКХ РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.
Из материалов дела следует, что Литвин Л.В. включена в список граждан, имеющих право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного в связи крупномасштабным наводнением, произошедшим на территории ЕАО в 2013 году.
06.02.2015 Литвин Л.В. выдан сертификат N " ... " на предоставление денежной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью " ... " за счёт средств федерального бюджета в размере 990 000 рублей.
" ... " между Литвин Л.В. (покупатель) и ООО "Стройэлитцентр" (продавец) заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: " ... ".
В соответствии с п. 4 договора стоимость квартиры 990 000 рублей оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 06.02.2015 N " ... ", выданному на имя Литвин Л.В., за счёт средств федерального бюджета. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГБУ "МФЦ" на расчётный счёт продавца N " ... " в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.
" ... " Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЕАО выдано свидетельство о регистрации за Литвин Л.В. права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... ".
22.05.2015 Литвин Л.В. обратилась в ОГБУ "МФЦ" с заявлением о перечислении денежных средств в соответствии с выданным ей сертификатом на расчётный счёт продавца ООО "Стройэлитцентр".
28.05.2015 ОГБУ "МФЦ" принято решение N " ... " о перечислении денежных средств продавцу ООО "Стройэлитцентр".
Имеющимся в материалах дела сообщением ОГБУ "МФЦ" от 12.07.2016 N 3795 подтверждается, и в судебном заседании не отрицалось сторонами, что перечисление денежных средств по сертификату от 06.02.2015 N " ... ", выданному Литвин Л.В., на счёт продавца не производилось.
Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 г., утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1354, установлен порядок предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 года по 15 июня 2015 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что право Литвин Л.В. на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств реализовано не было в связи с тем, что действие названного Постановления Правительства РФ на неё не распространяется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы у ОГБУ "МФЦ" отсутствовали основания для производства выплаты Литвин Л.В. денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного в соответствии с Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1354, в связи с чем суд обоснованно возложил обязанность по их выплате на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ.
Оснований не согласиться с выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены верно.
Не влечёт отмену решения суда довод апелляционной жалобы о том, что по настоящему делу Министерство финансов РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера, (к которой относится крупномасштабное наводнение, произошедшее на территории ЕАО в 2013 году), является расходным обязательством Российской Федерации, а от имени казны Российской Федерации в качестве представителя ответчика выступает Министерство финансов РФ, в связи с чем суд обоснованно взыскал денежные средства с Министерства финансов РФ за счёт средств федерального бюджета.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает основания для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления.
Вместе с тем в резолютивной части решения ошибочно указано наименование банка АКБ "Банк Китая (Элос)" вместо АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО), в связи с чем судебная коллегия в силу ст. 200 ГПК РФ считает возможным исправить указанную описку.
Руководствуясь ст.ст. 200, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 31.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Исправить описку, допущенную в резолютивной части решения, указав наименование банка АКБ "БЭНК ОФ ЧАЙНА" (АО) вместо АКБ "Банк Китая (Элос)".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.