Судебная коллегия по гражданским делам "данные изъяты" областного суда в составе:
Председательствующего: Мухаметзяновой Н.И.,
судей: Леонтьевой И.В., Чупрыной С.Н.,
при секретаре: Бильдиной О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании "данные изъяты" года
дело по иску Батурцевой Ю.Н. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) "данные изъяты" о признании права на досрочную страховую пенсию,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по "данные изъяты"
на решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года, которым постановлено:
"Иск Батурцевой Ю.Н. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по "данные изъяты" засчитать Батурцевой Ю.Н. в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, в календарном исчислении:
с 01.08.1996 года по 30.09.2003 г. в должности воспитателя в детском дошкольном оздоровительном центре " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"",
с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 года в должности воспитателя в "Центре развития ребенка детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты" в должности воспитателя.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ по г. "данные изъяты" назначить Батурцевой Ю.Н. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с "данные изъяты" года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ по г. "данные изъяты" в пользу Батурцевой Ю.Н. расходы по оплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты" рублей".
Заслушав доклад судьи Мухаметзяновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решениями Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по "данные изъяты" N "данные изъяты" от "данные изъяты" г., N "данные изъяты" от "данные изъяты" г., N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. Батурцевой Ю.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа педагогической деятельности. Из сведений о страховом стаже усматривается, что из необходимых 25 лет засчитано 16 лет 07 месяцев 15 дней.
Периоды работы в должности воспитателя с 01.08.1996 г. по 30.09.2003 г. в детском дошкольном оздоровительном центре " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 г. в "Центре развития ребенка - детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 18.10.2005 г. по 24.01.2006 г. в НДОУ "Детский сад комбинированного вида N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 25.01.2006 г. по 17.07.2006 г. в НДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"" не засчитаны в специальный стаж со ссылкой на Списки и Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г.
Кроме того, периоды работы с 25.08.1998 г. по 30.09.2003 г., с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 г. и с 18.10.2005 г. по 24.01.2006 г. не засчитаны в специальный стаж, поскольку льготной характер работы не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.02.1993 г. по 30.09.1994 г. не засчитан в специальный стаж со ссылкой на п.5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11.07.2002 г.
Батурцева Ю.Н., не согласившись с решением пенсионного органа, обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по г. "данные изъяты", уточнив который просила признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика засчитать в специальный стаж периоды работы в должности воспитателя с 01.08.1996 г. по 30.09.2003 г. в детском дошкольном оздоровительном центре " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 г. в "Центре развития ребенка детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 18.10.2005 г. по 24.01.2006 г. в НДОУ "Детский сад комбинированного вида N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 25.01.2006 г. по 17.07.2006 г. в НДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения - с "данные изъяты" г.
Требований о включении в специальный стаж иных периодов истица не заявляла.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции истица отказалась от иска в части включения в специальный стаж педагогической деятельности периода ее работы с 18.10.2005 г. по 24.01.2006 г. и с 25.01.2006 г. по 17.07.2006 г. Определением "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" г. производство по делу в этой части прекращено.
Ответчик исковые требования не признал.
Суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик - Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. "данные изъяты" просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав возражения истицы Батурцевой Ю.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и возражений, судебная коллегия находит решение суда, подлежащим оставлению без изменения по следующим мотивам.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", являются не состоятельными.
В силу ст.8 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с ч.2 ст.30 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", которое действует с 01.01.2015 г.
Согласно подпункта "м" пункта 1 данного Постановления установлено, что при определении права на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1067, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Кроме того, согласно п.3 данного Постановления исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N516; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781.
В силу подпункта "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ N665 от 16.07.2014 г. по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпунктах "м" пункта 1 настоящего Постановления применяются:
- Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
- Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
В силу п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записям в трудовой книжке, истица с 04.07.1988 г. принята воспитателем в детские ясли-сад N "данные изъяты" ПО " "данные изъяты"", с 02.01.1990 г. назначена воспитателем яслей-сада N "данные изъяты" (переименован с 01.08.1996 г. в детский дошкольный оздоровительный центр (ДДОЦ) " "данные изъяты"" (я/с N "данные изъяты"), с 01.10.2003 г. в Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты", с 01.04.2005 г. в детский сад N "данные изъяты"), с 31.03.2005 г. уволена; с 18.10.2005 г. принята воспитателем в Негосударственное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад комбинированного вида N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"" (переименованный с 25.01.2006 г. в НДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты""), с 17.07.2006 г. уволена; с 18.07.2006 г. принята воспитателем в Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка детский сад N "данные изъяты"" (переименованное с 14.12.2011 г. в МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты""), где работает до настоящего времени.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Истица просила дать оценку её пенсионным правам с учетом спорных периодов её работы с 01.08.1996 г. по 30.09.2003 г. в детском дошкольном оздоровительном центре " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"", с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 г. в "Центре развития ребенка-детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО "данные изъяты"".
Судом установлено, что, несмотря на реорганизации и переименования дошкольного учреждения, его профиль, характер деятельности а также, рабочее место и трудовые обязанности истицы, не изменялись.
Данные обстоятельства подтверждены копиями приказов о приеме на работу и увольнении, личной карточкой формы Т-2, копиями лицевых счетов по заработной плате, архивной справкой ОАО " "данные изъяты"" N "данные изъяты" от "данные изъяты" г., справкой ЗАО " "данные изъяты"" от "данные изъяты" г., справкой МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты"" N "данные изъяты" от "данные изъяты" г., приказами о создании, реорганизации и ликвидации детского сада, Уставами дошкольного учреждения, Положением о дошкольном детском учреждении (ясли-саде) от 16.03.1995 г., лицензиями на образовательную деятельность.
Довод апелляционной жалобы о том, что ЗАО " "данные изъяты"" не относится к образовательным учреждениям и не поименовано вышеуказанными Списками, на законность решения суда не влияет.
Согласно справке ОАО " "данные изъяты"" ясли-сад N "данные изъяты" на основании приказа N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. преобразован с 01.10.1996 г. в детский дошкольный оздоровительный центр - ясли-сад N "данные изъяты", с 01.10.2003 г. на основании приказа N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. переименован в Центр развития ребенка - детский сад N "данные изъяты", с 01.04.2005 г. на основании приказа N "данные изъяты" от "данные изъяты" г. переименован в детский сад N "данные изъяты".
Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., в п. 1 "Наименование должности"поименованы воспитатели, а в п.1.8 дошкольные образовательные учреждения, в том числе детские сады всех наименований, центры развития ребенка - детский сад, ясли-сады (сады-ясли), детские ясли.
Аналогичные должности и учреждения поименованы в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ N1067 от 22.09.1999 г.
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР N 463 от 06.09.1991 г., поименованы воспитатели, а так же детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).
Согласно п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР N463 от 06.09.1991 г., в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Таким образом, тот факт, что дошкольное учреждение, в котором работала истица, являлось структурным подразделением предприятия, правого значения не имеет, и на пенсионные права истицы повлиять не может.
Поскольку, такие дошкольные учреждения, как детский сад и центр развития - детский сад, в которых работала истица в спорные периоды, непосредственно поименованы назваными Списками, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что в п.5 Правил от 1999 г. и в п.13 Правил от 2002 г., указанные учреждения, как структурные подразделения государственных и муниципальных организаций, не поименованы, значения для данного дела не имеют.
Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N781 от 29.10.2002 г., периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы засчитываются в стаж работы независимо от условий нагрузки), а с 01.09.2000 г. при - условии выполнения (суммарно по основанному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Кроме того, согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1067 от 22.09.1999 г., работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Данная норма введена в действие с 1 сентября 2000 года.
Таким образом, оценка пенсионных прав педагогических работников зависит от такого критерия, как необходимость выполнения, установленной Правительством Российской Федерации, нормы педагогической нагрузки за ставку заработной платы только с 1 сентября 2000 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N191 от 03.04.2003 г. "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов педагогической работы за ставку заработной платы воспитателям дошкольных образовательных учреждений составляет 36 часов в неделю.
Ответчик ни в решении об отказе в назначении пенсии, ни в апелляционной жалобе не опровергает факта выполнения истицей в спорный период работы, предусмотренной указанным Постановлением Правительства РФ нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.
При таких обстоятельствах, периоды работы истицы воспитателем с 01.08.1996 г. по 30.09.2003 г. Детского дошкольного оздоровительного центра-ясли-сада N "данные изъяты" " "данные изъяты"" ЗАО " "данные изъяты"" и с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 г. "Центра развития ребенка - детский сад N "данные изъяты" " "данные изъяты""" ЗАО " "данные изъяты"" подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.2 ст. 14 указанного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичная норма содержится в п.4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1015 от 02.10.2014 г.
Согласно Федеральному закону "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
Истица была зарегистрирован в качестве застрахованного лица "данные изъяты" г.
Апелляционная жалоба ответчика не содержит доводов о том, что за указанные спорные периоды страховые взносы работодателем не производились, доводом к отмене решения суда является - отсутствие в персонифицированном счете сведений о льготном характере работы истицы.
Однако, ненадлежащее исполнение работодателем, как страхователем, своей обязанности по предоставлению соответствующих сведений в пенсионный орган, не может ограничивать право истицы на досрочную пенсию по старости, при реальном выполнении работы, предусмотренной вышеназванными Списками.
При таких обстоятельствах, правовых препятствий, для включения в специальный стаж, для досрочного назначения пенсии по старости, спорных периодов работы истицы с 25.08.1998 г. по 30.09.2003 г., с 01.10.2003 г. по 31.03.2005 г., не имеется.
В силу ч.1 ст.22 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Истица обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии "данные изъяты" г. Наличие у истицы необходимого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента, пенсионным органом не оспаривается.
С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом в рамках производства по данному делу, у истицы имеется необходимый специальный стаж педагогической деятельности, предусмотренный п.19 ч.1 ст.30 Федерального Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", в объеме более 25 лет.
Срок назначения страховой пенсии определен судом правильно в соответствии со ст. 22 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 г. с момента обращения за указанной пенсией - с "данные изъяты" г.
Иных доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона. При рассмотрении дела нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.199, ст.328, ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "данные изъяты" районного суда г. "данные изъяты" от "данные изъяты" года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) по г. "данные изъяты" - без удовлетворения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
СУДЬИ : 1)
2)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.