Судья Курганского областного суда Клепча С.Н., рассмотрев в г. Кургане 10 ноября 2016 г. жалобу представителя Государственного бюджетного учреждения "Шадринская больница скорой медицинской помощи" на постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области от 20 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Шадринского районного суда Курганской области от 20 сентября 2016 г. юридическое лицо Государственное бюджетное учреждение "Шадринская больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "ШБСМП") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере " ... " рублей.
В жалобе в Курганский областной суд представитель ГБУ "ШБСМП" МАЛ просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
В обосновании жалобы указывает, что выявленное в ходе проверки правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств его совершения, не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не имеет цели причинения вреда интересам граждан, обществу и государству.
Указывает, что на основе данных положений законодательства Правительством Курганской области разработана и утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи на 2016 г., которой определены средние нормативы объема оказания медицинской помощи.
На основании данной программы Департаментом здравоохранения Курганской области совместно с Территориальным фондом ОМС разработано и введено в действие, обязательное для исполнения государственное задание по обеспечению бесплатного оказания гражданам на территории Курганской области медицинской помощи.
В соответствии с данным заданием в кардиологическом отделении ГБУ "Шадринская БСМП" в течение 2016 года должно быть госпитализировано 1273 больных в переводе на койко дни - 17289 койко дней. Из приведенных данных рассчитано количество коечного фонда. Неисполнение данного государственного заказа приведет, к нарушению законодательства в сфере здравоохранения. Будут нарушены такие принципы охраны здоровья как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Указывает, что в соответствии с приказом Департамента здравоохранения Курганской области N 471 от 21 апреля 2014 г. "Об организации оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями на территории Курганской области" на базе кардиологического отделения работает первичное сосудистое отделение для оказания экстренной помощи больным с острым коронарным синдромом. Данное отделение обслуживает жителей г. Шадринска и 5 прилегающих районов: Далматовского, Катайского, Шадринского, Шатровского, Каргапольского. В данном случае уменьшение коечного фонда приведет к реальной угрозе и неизбежным летальным исходам больных, которым больница будет вынуждена отказать в оказании медицинской помощи в связи с отсутствием койко мест. В данном случае причиненный правонарушением вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Представитель ГБУ "ШБСМП" МАЛ, главный врач больницы ЛВА в судебном заседании доводы жалобы поддержали.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области ДВВ в судебном заседании просил постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области оставить без изменения.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
В силу статьи 39 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закона), юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно с ч. 1 ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно п. 3.6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", структура, состав, функциональное назначение и площади помещений должны определяться мощностью и видами деятельности организации с учетом требований действующих нормативных документов и отражаться в задании на проектирование. Минимальные площади помещений следует принимать согласно приложений 1 и 2 настоящих правил.
В Таблице, приведенной в Приложении 1 к СанПиН 2.1.3.2630-10, минимальная площадь помещений в палатах для взрослых и детей старше 7 лет на две и более коек, в прочих отделениях составляет 7 кв. м.
Как следует из материалов дела, " ... " в " ... " при проведении Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Курганской области административного расследования в отношении ГБУ "ШБСМП", расположенной по адресу: "адрес", выявлены нарушения требований ст. 11, ч. 1 ст. 24, ст. 29, ч. 3 ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от " ... " N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", выразившиеся в следующем: площадь на 1 койку в палатах кардиологического отделения составляет менее 7 квадратных метров:
палата N 3 - 17,8 кв.м., 4 койки, площадь на 1 койку - 4,45 кв.м.
палата N 4 - 16,3 кв.м., 4 койки, площадь на 1 койку - 4,08 кв.м.
палата N 5 - 25,7 кв.м., 4 койки, площадь на 1 койку - 6,43 кв.м.
палата N 7 - 18,4 кв.м., 3 койки, площадь на 1 койку - 6,13 кв.м.
палата N 8 - 18,4 кв.м., 3 койки, площадь на 1 койку - 6,13 кв.м.
палата N 9 - 12,5 кв.м., 3 койки, площадь на 1 койку - 4,17 кв.м.
палата N 10 - 12,9 кв.м., 3 койки, площадь на 1 койку - 4,3 кв.м.
палата N 11 - 13,3 кв.м., 3 койки, площадь на 1 койку - 4,43 кв.м.
палата N 13 - 36,0 кв.м., 6 коек, площадь на 1 койку - 6 кв.м.
палата N 14 - 17,2 кв.м., 4 койки, площадь на 1 койку - 4,3 кв.м.
палата N 15-17,1 кв.м., 4 койки, площадь на 1 койку-4,28 кв.м.
палата N 16 - 22,0 кв.м., 5 коек, площадь на 1 койку - 4,4 кв.м.
палата N 17 - 20,2 кв.м., 4 койки, площадь на 1 койку - 5,05 кв.м.
Всего по отделению " ... " коек, площадь палат 300,4 кв.м., площадь на 1 койку - " ... " кв.м., что является нарушением требований п. 3.6 (приложение 1) СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Таким образом, выявленное нарушение свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фактсовершения юридическим лицом ГБУ "ШБСМП" административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, а также не оспаривалось представителем ГБУ "ШБСМП" при рассмотрении жалобы.
Постановление о привлечении ГБУ "ШБСМП" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено ГБУ "ШБСМП" в пределах санкции ст. 6.4 КоАП РФ, и назначено судьей в минимальном размере.
Доводы жалобы заявителя о малозначительности совершенного правонарушения являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Учитывая, что совершенное ГБУ "ШБСМП" административное правонарушение нарушает санитарно - эпидемиологическое законодательство, что ведет к нарушению конституционных прав граждан на охрану здоровья и жизни, которое является приоритетным направлением деятельности государства, полагаю, что в данном случае нет достаточных оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
Иные доводы, приведенные в жалобе заявителем, не опровергают правильных по существу выводов судьи, направлены на иную оценку доказательств и не являются основанием к отмене оспариваемого постановления судьи.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену вынесенного по делу судебного акта, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы, отмены либо изменения решения судьи первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Шадринского районного суда Курганской области от 20 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ, в отношении Государственного бюджетного учреждения "Шадринская больница скорой медицинской помощи" оставить без изменения, жалобу представителя Государственного бюджетного учреждения "Шадринская больница скорой медицинской помощи" МАЛ - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть пересмотрено председателем Курганского областного суда по жалобам лиц, участвующих в деле, а так же по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.
Судья Курганского областного суда С.Н. Клепча
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.