Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Назаровой Н.В. к администрации Петуховского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Петуховского района Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области от 18 августа 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Петуховского района Курганской области в интересах Назаровой Н.В. к администрации Петуховского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области удовлетворить частично.
Обязать администрацию Петуховского района Курганской области предоставить Назаровой Н.В., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенное на территории города Петухово Петуховского района Курганской области, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м., приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В иске прокурору Петуховского района, предъявленному в интересах Назаровой Н.В., к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности передать в муниципальную собственность администрации Петуховского района, приобретенное Назаровой Н.В., " ... " года рождения, за счет средств бюджета Курганской области жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. - отказать.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Бухаровой А.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Петуховского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах Назаровой Н.В. в суд с иском к администрации Петуховского района Курганской области, Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области, просил обязать Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области передать в собственность администрации Петуховского района приобретенное за счет средств бюджета Курганской области жилое помещение Назаровой Н.В., соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м; обязать администрацию Петуховского района предоставить Назаровой Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории города Петухово Петуховского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В обоснование иска указывал, что Назарова Н.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с необеспеченностью жилым помещением она была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени она жильем не обеспечена. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании истец Назарова Н.В. и действующий в ее интересах прокурор на удовлетворении исковых требований настаивали.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Петуховского района Курганской области по доверенности Акопян Р.М. с иском согласилась в части, указывая, что жилое помещение будет предоставлено истцу в случае его приобретения Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и передачи в собственность муниципального образования.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 41). Указывал, что исковые требования о возложении обязанности приобрести жилое помещение и передать в муниципальную собственность для предоставления истцу противоречат закону и не подлежат удовлетворению. В соответствии с законом ответчик уполномочен приобретать квартиры в собственность Курганской области на основании списков, предоставляемых Департаментом образования и науки Курганской области, и исходя из бюджетных ассигнований, передавать их органам местного самоуправления, которые, в свою очередь, определяют кому конкретно будут переданы жилые помещения. Обращаясь в суд с требованиями к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области о возложении обязанности приобрести жилое помещение и передать его в муниципальную собственность, прокурором, по мнению ответчика, не учтено, что такая обязанность на ответчика уже возложена законом. Доказательств, свидетельствующих о невыполнении Департаментом данной обязанности, прокурором в материалы дела не представлено. Полагал, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора к Департаменту не имеется.
В судебном заседании представитель третьего лица МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта администрации Петуховского района" по доверенности Глебездова Т.А. исковые требования истца поддержала.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве просил рассмотреть дело без его участия, просил в иске отказать (л.д. 80, 51).
Петуховским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Петуховского района Курганской области просит решение суда изменить, возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обязанность приобрести за счет средств бюджета Курганской области благоустроенное жилое помещение в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории г. Петухово, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 кв.м. и передать в муниципальную собственность муниципального образования Петуховского района для предоставления детям-сиротам по договорам специализированного жилищного фонда. В обоснование жалобы указывает, что судом при вынесении решения не учтено, что ответчик как орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы ему в собственность. Доказательств наличия у ответчика специализированного жилого помещения, переданного Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области для предоставления истцу, прокурором не представлено, жилых помещений в муниципальную собственность передано не было.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагал решение суда законным и обоснованным.
В заседании судебной коллегии прокурор Бухарова А.С. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что истец Назарова Н.В. родилась " ... " (л.д. 7), её родители Н.Н.П. и Н.В.В. заочным решением Петуховского районного суда Курганской области от 20 сентября 2004 г. (л.д. 34, 74) лишены родительских прав в отношении дочери.
С учетом обстоятельств дела и на основании норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд первой инстанции верно установилпринадлежность истца Назаровой Н.В. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с отсутствием родительского попечения Назарова Н.В. была определена в детский дом на основании постановления администрации Петуховского района Курганской области от 14 октября 2004 г. N (л.д. 15).
Пунктом 2 данного постановления за Назаровой Н.В. и ее сестрой и братом было закреплено жилье по адресу: "адрес". Однако, по сведениям администрации Курортного сельсовета Петуховского района Курганской области от 7 февраля 2008 г. данный жилой дом сгорел в январе 2008 г. (л.д. 18).
В соответствии с приказом МКУ "Управление по делам образования, молодежи, культуры и спорта администрации Петуховского района" N от 18 февраля 2013 г. Назарова Н.В. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Петуховского района (л.д. 10-11).
Истец Назарова Н.В. зарегистрирована и проживает в жилом помещении по "адрес"2 в "адрес" (л.д. 8, 21, 29), собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя которого она не является.
До настоящего времени истец жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является (л.д. 9, 19).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Назаровой Н.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей".
Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134) администрацией Петуховского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец Назарова Н.В.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения её жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Назаровой Н.В. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Учитывая, что обязательства Курганской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в качестве отдельных государственных полномочий переданы органам местного самоуправлении, вывод суда о возложении на администрацию Петуховского района обязанности по предоставлению Назаровой Н.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Петухово в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв.м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, является правомерным.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Петуховского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции при разрешении спора правомерно исходил из того, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к администрации Петуховского района обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность Петуховского района жилых помещений для предоставления указанной категории граждан отмену решения суда не влекут.
Порядок приобретения и передачи в собственность муниципальных образований, которым переданы отдельные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, жилых помещений подробно регламентирован Законом Курганской области N 288, в пункте 3 статьи 8 которого указано, что порядок определения материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями и подлежащих передаче в муниципальную собственность, определяется согласно приложению 13 к настоящему закону.
Доказательств, свидетельствующих о невыполнении Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области возложенных на него Законом Курганской области N 288 функций, о бездействии ответчика, нарушающем права истца, прокурором суду первой инстанции представлено не было, материалы дела таких доказательств не содержат.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию администрации Петуховского района, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Петуховского районного суда Курганской области от 18 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петуховского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.