Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 8 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах Бобковой К.В. к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Администрации г. Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2016 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора г. Кургана в интересах Бобковой К.В. к Администрации города Кургана о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Обязать Администрацию города Кургана предоставить Бобковой К.В., " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, пояснения истца Бобковой К.В., мнение прокурора Бухаровой А.С., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Кургана в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах Бобковой К.В. в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности предоставить Бобковой К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории города Кургана, соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. В обоснование иска указывал, что Бобкова К.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать лишена родительских прав, а сведения об отце записаны в свидетельстве о рождении со слов матери. В связи с отсутствием родительского попечения она была определена в детское государственное учреждение. В связи с необеспеченностью жилым помещением Бобкова К.В. была включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени она жильем не обеспечена. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления за счет материальных ресурсов, приобретенных уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области за счет средств бюджета Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор, действующий в интересах истца Бобковой К.В., на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Захарова М.В. с иском не согласилась.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 79). Указывал, что в соответствии с законом вопросами предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, занимаются органы местного самоуправления. Департамент является лишь органом, обеспечивающим исполнение органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений.
Представитель третьего лица Департамента образования и науки Курганской области в судебное заседание не явился, в представленном письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия (л.д. 81).
Курганским городским судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Кургана просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает на недоказанность истцом нарушений его прав со стороны ответчика. Кроме того, полагает, что судом не учтено, что ответчик как орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы ему в муниципальную собственность. Указывает, что истцом не доказано наличие в муниципальной собственности ответчика специализированного жилья, соответственно обязанность по предоставлению истцу жилого помещения у Администрации не возникла. По мнению ответчика, поскольку судом на Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области обязанность по приобретению и передаче муниципальному органу жилого помещения не возложена, у Администрации г. Кургана в свою очередь отсутствует возможность предоставить истцу жилое помещение. Более того, полагает несостоятельным вывод суда о недоказанности им невыполнения Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области возложенных на него законом обязанности, поскольку им представлено письмо Департамента архитектуры, имущественных и земельных отношений Администрации г. Кургана о том, что жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области в муниципальную собственность не передавались. Полагал, что фактически исполнить решение суда ответчик не имеет возможности.
В представленных возражениях прокурор, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагают доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В заседании судебной коллегии истец Бобкова К.В., прокурор Бухарова А.С. против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что истец Бобкова (до смены фамилии в связи с регистрацией брака - Самойлова) К.В. родилась " ... " (л.д. 15). Её мать С. решением Белозерского районного суда Курганской области от 20 мая 2009 г. (л.д. 56) лишена родительских прав в отношении дочери. Сведения об отце истца внесены в запись акта о рождении со слов матери (л.д. 43).
С учетом обстоятельств дела и на основании норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд первой инстанции верно установилпринадлежность истца Бобковой К.В. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с отсутствием родительского попечения Бобкова К.В. была определена в детское государственное учреждение на основании постановления главы Белозерского района Курганской области от 1 июля 2009 г. (л.д. 20). Жилье за ней не закреплялось.
В связи с необеспеченностью жилым помещением Бобкова К.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании распоряжения главы Белозерского района Курганской области от 21 июля 2009 г. N-р (л.д. 22).
В 2013 г. Бобкова К.В. окончила ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Курганская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 44-45).
В связи со сменой места жительства, Бобкова К.В. на основании распоряжения временно исполняющего обязанности главы Белозерского района Курганской области от 14 апреля 2014 г. N-р была снята с регистрационного учета по Белозерскому району в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 17) и включена в соответствующий список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории г. Кургана на основании постановления Администрации г. Кургана от 4 июня 2014 г. N (л.д. 25-26).
" ... " истец вступила в брак с Б., ей присвоена фамилия "Бобкова" (л.д. 13). В период брака " ... " у истца родилась дочь Б.В.А. (л.д. 53).
Бобкова К.В. зарегистрирована и вместе с дочерью проживает по адресу: "адрес" (л.д. 41-42). Данное жилое помещение в виде одной комнаты общей площадью 14,7 кв.м в общежитии, предоставлено истцу на состав семьи 2 человека, включая ее дочь, временно до подхода очереди, на основании договора найма специализированного жилого помещения N от " ... " ( л.д. 34, 36-40).
Истец Бобкова К.В. собственником жилого помещения (л.д. 23, 48, 52) не является.
До настоящего времени истец жильем не обеспечена, своего жилья в собственности или по договору социального найма общей площадью, соответствующей норме предоставления, не имеет (л.д. 27, 35, 47).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Бобковой К.В. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является Курганская область, определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей".
Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134) Администрацией г. Кургана сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена истец Бобкова К.В.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения её жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Бобковой К.В. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Учитывая, что обязательства Курганской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в качестве отдельных государственных полномочий переданы органам местного самоуправлении, вывод суда о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности по предоставлению Бобковой К.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории г. Кургана в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, является правомерным.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на Администрацию г. Кургана обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции при разрешении спора правомерно исходил из того, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к Администрации г. Кургана обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную его представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Разрешая спор и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению истца жильем, суд первой инстанции правомерно исходил из объема переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в данной сфере. Дело рассмотрено судом в соответствии с положениями части 3 статьи 196 ГПК Российской Федерации в пределах заявленных исковых требований, к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области требований истцом предъявлено не было.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 2 августа 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Кургана - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.