Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Тимофеевой С.В.,
судей Голубь Е.С., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Вагиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах Алейникова С.В. к администрации Каргапольского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Каргапольского района Курганской области на решение Каргаполського районного суда Курганской области от 1 сентября 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах Алейникова ФИО12 к администрации Каргапольского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Муниципального образования "Каргапольский район" соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственности, удовлетворить.
Возложить на администрацию Каргапольского района обязанность предоставить Алейникову ФИО13 благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Муниципального образования "Каргапольский район", соответствующее социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность".
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Поляковской И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Прокурор Каргапольского района Курганской области обратился в Каргапольский районный суд Курганской области в интересах Алейникова С.В. с иском к администрации Каргапольского района Курганской области о возложении обязанности предоставить Алейникову С.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории муниципального образования Каргапольский район, соответствующего социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность. В обоснование иска указал, что Алейников С.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители умерли. В связи с необеспеченностью жилым помещением Алейников С.В. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени он жильем не обеспечен. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор Якунин В.А., действующий в интересах истца Алейникова С.В., на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Каргапольского района Курганской области по доверенности Тимошкина Н.В. иск не признала.
Представители третьих лиц отдела образования администрации Каргапольского района, Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области, Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в представленных отзывах просили рассмотреть дело без их участия.
Каргапольским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Каргапольского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством определен алгоритм действий, согласно которому в части обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, полномочия по приобретению за счет соответствующего финансирования из бюджета Курганской области и передаче органам местного самоуправления материальных ресурсов в виде жилых помещений отнесены к Департаменту имущественных и земельных отношений Курганской области. В связи с этим настаивает, что исполнение полномочий органов местного самоуправления по предоставлению жилья сиротам поставлено в зависимость от соответствующих действий данного государственного органа. Ответственность администрации Каргапольского района за неисполнение отдельных государственных полномочий возможна лишь в пределах выделенных ей на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Указывает, что на момент вынесения решения суда и до настоящего времени материальные ресурсы в виде жилых помещений, предназначенные для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в муниципальную собственность Каргапольского района не поступили. Полагает, что при таких обстоятельствах обжалуемое решение суда исполнить будет невозможно по причинам, не зависящим от должника.
В представленных возражениях прокурор, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области полагают решение суда законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции прокурор Поляковская И.В. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Шадринска - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены судебного решения.
Из материалов дела следует, что Алейников С.В. родился " ... " в "адрес", его родители мать Алейникова О.В., отец - Алейников В.Е. умерли (свидетельства о смерти N N от " ... ", N N от " ... ").
Постановлением администрации Каргапольского района от 12 мая 2016 г. N238 Алейников С.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированных жилых помещений.
Из справки Каргапольского отдела Курганского филиала ФГУП"Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии усматривается, что Алейникова О.В., Алейников В.Е. и Алейников С.В. собственниками недвижимого имущества на территории Курганской области не значатся.
Алейников С.В. зарегистрирован по "адрес", проживает в общежитии "адрес".
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе, обеспечение жильем.
Согласно статье 1 Федерального закона N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установилпринадлежность Алейникова С.В. к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции от 29февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Аналогичные положения содержатся в статье 6 Закона Курганской области от 31 декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемной семье".
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
Алейников С.В. является нуждающимся в получении жилья. Данный факт признан администрацией Каргапольского района при включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным жильем, сформированный в соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29декабря2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области", действующей на дату вынесения обжалуемого решения суда).
Алейников С.В. в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена. Это нарушает его жилищные права и дает прокурору основание для обращения в суд с иском в защиту прав истца в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом наличия у Алейникова С.В. права на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, и признания его нуждающимся в получении жилья, а также принимая во внимание вышеприведенные положения закона, судебная коллегия находит правильным решение суда первой инстанции об удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
При определении размера жилого помещения, подлежащего предоставлению Алейникову С.В. по договору специализированного найма, судом первой инстанции верно применено решение Каргапольской поселковой Думы от 30 июня 2011 г. N 160, установившее норму предоставления площади жилого помещения на территории муниципального образования рабочий поселок Каргаполье в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 19, 20 Федерального закона от 6октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на основании федерального закона или закона субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134), предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению Алейникову С.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда по месту жительства истца - на территории муниципального образования Каргапольского района Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв. м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
В рамках реализации приведенных выше законодательных норм Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеназванного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к администрации Каргапольского района обоснованно удовлетворены с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда по причине неисполнения уполномоченным органом - Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области обязанностей по приобретению и передаче в муниципальную собственность Каргапольского района жилых помещений для предоставления указанной категории граждан отмену решения суда не влекут, поскольку достоверными доказательствами не подтверждены.
Апелляционная жалоба не содержит новых доводов, которые могут повлиять на законность обжалуемого судебного решения. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены принятого по делу решения судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 1сентября2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Каргапольского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В.Тимофеева
Судьи: Е.С.Голубь
С.Я. Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.