Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Шарыповой Н.В., Фроловой Ж.А.,
при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 15 ноября 2016 г. гражданское дело по иску прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах Домрачева С.А. к администрации Каргапольского района Курганской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Каргапольского района Курганской области на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 1 сентября 2016 г., которым постановлено:
Исковые требования прокурора Каргапольского района в интересах Домрачева С.А. к администрации Каргапольского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования "Каргапольский район", соответствующее социальным и санитарно-техническим нормам, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет средств бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность удовлетворить.
ВС
П1
К,
ж
Возложить на администрацию Каргапольского района Курганской области обязанность предоставить Домрачеву С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории муниципального образования "Каргапольский район", соответствующей социальным и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, мнение прокурора Половниковой А.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
прокурор Каргапольского района Курганской области в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в интересах Домрачева С.А. в суд с иском к администрации Каргапольского района Курганской области о возложении обязанности предоставить Домрачеву С.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенной квартиры, расположенной на территории Каргапольского района, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв.м, приобретенное за счет бюджета Курганской области и переданное в муниципальную собственность.
В обоснование иска прокурор указывал, что Домрачев С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, отец лишен родительских прав. Домрачев С.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. Однако, до настоящего времени он жильем не обеспечен. Прокурор указывал, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется органами местного самоуправления. Однако обязанность по обеспечению органов местного самоуправления материальными ресурсами, необходимыми для осуществления полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы государственной власти Курганской области. Уполномоченным органом исполнительной власти Курганской области, которым является Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, материальные ресурсы в виде жилых помещений приобретаются за счет средств бюджета Курганской области и передаются в муниципальную собственность.
В судебном заседании прокурор, действующий в интересах истца Домрачева С.А., на удовлетворении исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Каргапольского района Курганской области по доверенности Тимошкина Н.В. против удовлетворения иска возражала. Не оспаривая право истца на предоставление жилого помещения, вместе с тем, ссылалась на то, что жилые помещения в муниципальную собственность для предоставления детям-сиротам не переданы.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте был извещен надлежащим образом (л.д. 40), в представленном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц Департамента образования и науки Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия (л.д. 50, 58).
Каргапольским районным судом Курганской области постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Каргапольского района Курганской области просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что ответчик как орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению указанной категории граждан только тех жилых помещений, которые переданы в муниципальную собственность. Однако, в собственности муниципального образования "Каргапольский район" жилых помещений для предоставления истцу не имеется, а также отсутствуют собственные средства для исполнения государственных полномочий, поскольку они в бюджете района не запланированы. Полагает, что исполнение решения суда будет невозможным, если полномочия со стороны субъекта по предоставлению жилых помещений указанной категории лиц не будут исполняться.
В представленных возражениях Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, прокурор полагали доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В заседании судебной коллегии прокурор Половникова А.А. полагала решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК Российской Федерации) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29 февраля 2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из материалов дела усматривается, что истец Домрачев С.А. родился " ... " (л.д. 7, 14), его мать М. умерла " ... " (л.д. 14), отец О. заочным решением Каргапольского районного суда Курганской области от 20 января 2015 г. (л.д. 70-73) лишен родительских прав в отношении сына.
С учетом обстоятельств дела и на основании норм Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" суд первой инстанции верно установилпринадлежность истца Домрачева С.А. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с отсутствием родительского попечения Домрачев С.А. был определен под надзор в ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Кипельский детский дом" "адрес" на основании постановления администрации Каргапольского района Курганской области от 26 февраля 2015 г. N (л.д. 7).
Материалы дела свидетельствуют, что истец Домрачев С.Г. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"1, р. "адрес" (л.д. 7), а в период со 2 марта 2015 г. по 31 августа 2016 г. он был зарегистрирован по месту пребывания в "адрес" (л.д. 19).
Из материалов дела следует, что Домрачев С.А. как член семьи своей матери имел право проживания в жилом помещении по адресу: "адрес"1, р. "адрес", на основании договора социального найма (л.д. 23). Однако заключением межведомственной комиссии от " ... " данное жилое помещение было признано непригодным для проживания.
Впоследствии в соответствии с постановлением администрации Каргапольского района Курганской области от 4 мая 2016 г. N установлен факт невозможности проживания несовершеннолетнего Домрачева С.А. в ранее занимаемом жилом помещении по "адрес"1 в р. "адрес" (л.д. 11).
В связи с необеспеченностью жилым помещением Домрачев С.А. постановлением администрации Юргамышского района Курганской области от 15 апреля 2015 г. N был включен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Юргамышского района (л.д. 13), однако впоследствии на основании поданных Домрачевым С.А. заявлений он был исключен из него и включен в соответствующий список по обеспечению жилым помещением на территории Каргапольского района постановлением администрации Каргапольского района Курганской области от 11 мая 2016 г. N (л.д. 9).
До настоящего времени истец жильем не обеспечен, своего жилья в собственности или по договору социального найма не имеет, членом семьи нанимателя жилого помещения не является (л.д. 21, 22, 24, 25).
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Домрачева С.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определен постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей".
Из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов следует, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пунктом 3 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134) администрацией Каргапольского района сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включен истец Домрачев С.А.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения его жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Домрачева С.А. требований о предоставлении ему как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Учитывая, что обязательства Курганской области как субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в соответствии с пунктом 1 статьи 3-1 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в качестве отдельных государственных полномочий переданы органам местного самоуправлении, вывод суда о возложении на администрацию Каргапольского района обязанности по предоставлению Домрачеву С.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования "Каргапольский район" в пределах нормы предоставления - не менее 15 кв.м общей площади, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, является правомерным.
Удовлетворяя исковые требования прокурора и возлагая на администрацию Каргапольского района обязанность по предоставлению жилого помещения, суд первой инстанции обосновано указал, что предоставляемое жилое помещение должно быть приобретено за счет средств бюджета Курганской области и передано в муниципальную собственность.
Проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции при разрешении спора правомерно исходил из того, что расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.
Законом Курганской области от 29 декабря 2015 г. N 134 "О внесении изменений в некоторые законы Курганской области" изменен ранее действующий порядок по предоставлению органам местного самоуправления материальных ресурсов для выполнения переданных им субъектом Российской Федерации государственных полномочий по опеке и попечительству, в частности - по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органом местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" в редакции вышеобозначенного закона, органы местного самоуправления для выполнения переданных им государственных полномочий в данной сфере обеспечиваются материальными ресурсами в виде жилых помещений, приобретаемых Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области и переданных в муниципальную собственность.
Поскольку предоставление органами местного самоуправления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, по смыслу приведенных выше норм, должно осуществляться за счет переданных им органом исполнительной власти Курганской области материальных ресурсов - приобретенных и переданных в муниципальную собственность квартир, исковые требования прокурора к администрации Каргапольского района обоснованно удовлетворены в полном объеме, с указанием на предоставление истцу жилого помещения, приобретенного за счет средств бюджета Курганской области и переданного в муниципальную собственность.
Судебная коллегия находит указанные выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся между сторонами правоотношениям, соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводы суда, а повторяют правовую позицию администрации Каргапольского района, выраженную ее представителем в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным, отмене по доводам, изложенным в жалобе, не подлежит. Предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 1 сентября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Каргапольского района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.