Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Лысенина Н.П., судей Алексеевой Г.И., Александровой А.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Быкова Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, и назначению досрочной страховой пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе истца Быкова Т.В. и его представителя Апраксина А.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия
установила:
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее УПФ в г. Чебоксары, Управление) N 1829 от 23 ноября 2015 года Быкову Т.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, предусмотренного подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", фактическая продолжительность специального стажа установлена в 21 год 11 месяцев 8 дней.
Не согласившись с указанным решением, Быков Т.В. обратился в суд с иском к УПФ в г. Чебоксары о признании незаконным решения Управления N 1829 от 23 ноября 2015 года ввиду неправильного подсчета специального стажа, учитываемого для назначения пенсии, включении в специальный стаж периодов работы с 14 декабря 1981 года по 23 июня 1982 года в должности медицинского статиста эпидемиологического отдела Медицинское учреждение в календарном порядке; с 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 04 апреля 1995 года по 31 октября 1999 года, со 02 ноября 2000 года по 31 марта 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение, Медицинское учреждение", Медицинское учреждение (в настоящее время бюджетное учреждение Чувашской Республики "Больница скорой медицинской помощи" - Медицинское учреждение), с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение в льготном исчислении из расчета один год шесть месяцев за один год работы и назначении досрочной страховой пенсии с момента обращения - с 04 сентября 2015 года, указывая, что спорные периоды работы подлежали включению в специальный стаж в льготном порядке, поскольку он осуществлял медицинскую деятельность в учреждении здравоохранения в отделении хирургического профиля стационара в качестве оперирующего врача. Кроме того, ряд периодов работы не включен в специальный стаж, что нарушает право истца на пенсионное обеспечение.
В судебном заседании истец Быков Т.В. участия не принимал, его представитель Апраксин А.П. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик УПФ в г. Чебоксары явку в суд своего представителя не обеспечил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще.
Представители третьих лиц бюджетного учреждения Чувашской Республики "Больница скорой медицинской помощи" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, представлены заявления о рассмотрения дела без участия представителей.
Решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2016 года постановлено:
"признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии от 23 ноября 2015 года за N 1824 в части отказа во включении в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Быкова Т.В. периодов работы с 14 декабря 1981 года по 23 июня 1982 года в должности медицинского статиста эпидемиологического отдела Медицинское учреждение; 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение.
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанность по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Быкова Т.В. периодов работы с 14 декабря 1981 года по 23 июня 1982 года в должности медицинского статиста эпидемиологического отдела Медицинское учреждение; с 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение; в календарном порядке.
В удовлетворении исковых требований Быкова Т.В. о возложении на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 04 апреля 1995 года по 31 октября 1999 года, с 02 ноября 2000 года по 31 марта 2015 года - в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение, Медицинское учреждение", Медицинское учреждение (ныне - БУ ЧР "БСМП
"); с 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение в льготном исчислении из расчета один год шесть месяцев за один год работы и назначении досрочной страховой пенсии с 04 сентября 2015 года, отказать".
Указанное решение от 29 июня 2016 года обжаловано истцом Быковым Т.В. и его представителем Апраксиным А.П. по мотивам незаконности и необоснованности в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на Управление обязанности по включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", периодов работы с 04 апреля 1995 года по 31 октября 1999 года, со 02 ноября 2000 года по 31 марта 2015 года - в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение, Медицинское учреждение", Медицинское учреждение, Медицинское учреждение Минздравсоцразвития Чувашии; с 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение в льготном исчислении из расчета один год шесть месяцев за один год работы и назначении досрочной страховой пенсии с 04 сентября 2015 года, с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В жалобе указывается, что материалами дела подтверждается, что, работая в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения, истец проводил вмешательства хирургического характера, с учетом специфики деятельности эндоскопического отделения, не предусматривающей выделения в нем коечного фонда, в спорные периоды истцом обслуживались в том числе пациенты стационара. Несмотря на то, что эндоскопическое отделение больницы не включено в состав стационара по признаку наличия в нем коечного фонда, работа истца в указанные периоды фактически протекала в хирургическом подразделении, которое обслуживало стационар больницы, а истец выполнял функции, тождественные обязанностям оперирующих врачей-специалистов, начисление оплаты труда истцу осуществлялось наравне с оперирующими врачами-специалистами. Суд не исследовал фактические обстоятельства дела, не установилтождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности по охране здоровья населения тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в льготном исчислении.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Предметом апелляционной проверки по доводам жалобы является решение суда в части включения в специальный стаж истца периодов его работы с 04 апреля 1995 года по 31 октября 1999 года, со 02 ноября 2000 года по 31 марта 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение, Медицинское учреждение", Медицинское учреждение, Медицинское учреждение Минздравсоцразвития Чувашии; с 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение в льготном исчислении.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 4 статьи 30 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 ноября 1999 по 31 декабря 2001 года включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01 января 1992 года.
Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (приложение к Правилам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781) в льготном исчислении учитываются периоды работы в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в том числе эндоскопическое. В разделе наименований должностей указаны должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований.
До указанного Перечня льготное исчисление периодов работы медицинским работникам предусматривалось постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 льготное исчисление предусмотрено оперирующим врачам-специалистам всех наименований.
Приказом Минздрава Российской Федерации от 31 мая 1996 года N 222 "О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения РФ" утверждено Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии, где регламентировано функционирование эндоскопического отделения, основными задачами которого являются проведение лечебной и диагностической эндоскопии и хирургической эндоскопии.
Эндоскопическое отделение в соответствии с Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 года N 28, является отделением хирургического профиля.
Как верно указано судом первой инстанции, согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 мая 1996 года N 222 "О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации" эндоскопическое отделение может относиться как к стационарам, так и к отделениям амбулаторно-поликлинического профиля.
Истцом заявлены требования о включении периодов работы с 01 ноября 1999 года по 01 ноября 2000 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение"; с 04 апреля 1995 года по 31 октября 1999 года, со 02 ноября 2000 года по 31 марта 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение, Медицинское учреждение", Медицинское учреждение (в настоящее время Медицинское учреждение), с 01 апреля 2015 года по 04 сентября 2015 года в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Медицинское учреждение в льготном исчислении из расчета один год шесть месяцев за один год работы.
Согласно справке о характере работы медицинского персонала эндоскопического отделения от 18 января 2016 года N 34 эндоскопическое отделение Медицинское учреждение функционирует с 1983 года, является самостоятельным обособленным структурным подразделением ЛПУ, в котором проводится весь необходимый объем диагностических, лечебных и хирургических манипуляций (операций) эндоскопического профиля. Исходя из специфики деятельности отделения эндоскопии, наличие отдельных эндоскопических коек в стационаре ЛПУ не предусмотрено. Для подготовки к эндоскопическим операциям и последующего наблюдения в послеоперационном периоде пациенты госпитализируются в хирургическом или терапевтическом отделениях стационара.
На эти обстоятельства указано и в сообщении Медицинское учреждение от 01 апреля 2016 года, и в его отзыве на исковое заявление от 17 мая 2016 года.
Однако в штатных расписаниях Медицинское учреждение", Медицинское учреждение, Медицинское учреждение Минздравсоцразвития Чувашии за спорные периоды эндоскопическое отделение отнесено к параклинической службе, а не к стационару. Доказательств того, что врач - эндоскопист отделения эндоскопии осуществляет исключительно хирургические манипуляции в течение полного рабочего дня, а его диагностическая и лечебная деятельность осуществляется только путем проведения хирургических операций, не имеется.
Поскольку Быков Т.В. работал в спорные периоды в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения, а не в стационарном отделении хирургического профиля, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований о льготном исчислении названных периодов работы истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, что работа истца в спорные периоды фактически протекала в хирургическом подразделении, которое обслуживало стационар больницы, а истец выполнял функции, тождественные обязанностям оперирующих врачей-специалистов при проведении вмешательств хирургического характера, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права и противоречат разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации.
На возможность установления в судебном порядке тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, неоднократно указывалось в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 года N 197-О, от 04 марта 2004 года N 81-О. Исходя из данной позиции, тождественность выполняемых истцом функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, могла быть установлена в судебном порядке в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности, при условии доказанности факта тождественности работ. Вместе с тем доказательств того, что работодателем неправильно было указано наименование должности, истцом не представлено.
Судом дана надлежащая оценка условиям работы Быкова Т.В. с учетом имеющейся в деле должностной инструкции врача-эндоскописта отделения эндоскопии, из которой следует, что в должностные обязанности врача-эндоскописта входит проводить эндоскопические исследования, оперативные вмешательства в целях ранней и экстренной диагностики, инвазивного оперативного вмешательства желудочно-кишечного тракта, бронхо-легочной системы, с проведением малых операций и проведением морфологических исследований, проводить операции по удалению инородных тел желудочно-кишечного тракта и бронхов у пациентов города и республики, а также иные обязанности, относящиеся к обязанностям врача. В частности, должностная инструкция содержит не только связанные с хирургическими манипуляциями обязанности врача-эндоскописта.
Периодическое участие в хирургических манипуляциях и операциях не может свидетельствовать о работе в течение полного рабочего дня в качестве оперирующего врача отделения хирургического профиля стационара. Представленными журналами учета операций за спорный период не подтверждено то обстоятельство, что истец работал полный рабочий день в качестве оперирующего врача - хирурга. Осуществление истцом разовых хирургических манипуляций и операций, даже учитывая обслуживание им в том числе, но не исключительно, пациентов стационара, учитывая отсутствие коечного фонда эндоскопического отделения с учетом специфики его деятельности, не свидетельствует о занятости истца в течение полного рабочего дня в качестве оперирующего врача - хирурга.
Для включения в льготном порядке спорных периодов работы истца необходимо, чтобы он работал полный рабочий день в качестве оперирующего хирурга, как установлено п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Установив, что отсутствуют доказательства осуществления истцом работы в стационарном отделении хирургического профиля в должности оперирующего врача в течение полного рабочего дня, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований Быкова Т.В. о включении в льготном исчислении спорных периодов работы.
Поскольку трудовой стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, составляет менее 30 лет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правильно установилобстоятельства дела на основе представленных сторонами доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выводы суда мотивированы и оснований для их переоценки судебная коллегия не находит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления, судом не допущено. Учитывая изложенное, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что суд первой инстанции допустил явную описку в указании номера оспариваемого истцом решения УПФ в г.Чебоксары (1824 вместо 1829), которая на существо принятого решения не влияет, но исправление которой входит в полномочия суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Быкова Т.В. и его представителя Апраксина А.П. на решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 29 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Лысенин
Судьи Г.И. Алексеева
А.В. Александрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.