Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Блиновой М.А., судей НестеровойА.А., Филимоновой И.В. при секретаре судебного заседания Казаковой С.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Григорьева Н.В. к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании решения об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным, признании права на получение жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет для получения жилого помещения, возложении обязанности предоставить жилье по договору социального найма, поступившее по апелляционным жалобам истца Григорьева Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 марта 2016 года и на дополнительное решение того же суда от 02 июня 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований Григорьеву Н.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Нестеровой А.А., судебная коллегия
установила:
Григорьев Н.В. обратился в суд с иском с учетом уточнений к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике (далее МВД по Чувашской Республике) о признании решения Министерства внутренних дел по Чувашской Республике от 16 июня 2014 года об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма незаконным;
- признании права на получение жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- возложении на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в соответствии с вышеназванным законом с момента обращения с заявлением, то есть с 27 мая 2014 года;
- возложении на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике обязанности поставить на учет для получения жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма или единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии с вышеназванным законом с момента обращения с заявлением, то есть с 27 мая 2014 года.
Требования мотивированы тем, что Григорьев Н.В. в период с 01 октября 1990 года по 15 октября 2012 года проходил службу в органах внутренних дел на должностях, финансируемых за счет средств федерального бюджета. 15 октября 2012 года уволился с должности " ... " МО МВД России "Цивильский" по пункту 8 части 2 статьи 82 (по состоянию здоровья) Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Стаж службы в органах внутренних дел на день увольнения в календарном исчислении составил " ... " года " ... " месяцев " ... " дней. Также истец является участником боевых действий. В период прохождения службы в Цивильском РОВД МВД по Чувашской Республике, а именно 19 января 1995 года истцом подано заявление в жилищно-бытовую комиссию отдела об улучшении жилищных условий, был включен в список сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. 23 августа 2002 года администрацией Цивильского городского поселения Чувашской Республики в установленном законом порядке принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди, а также в льготной очереди для сотрудников ОВД. По настоящее время истцу жилое помещение по договору социального найма или единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялись. В ответе от 27 марта 2013 года МО МВД России "Цивильский" и в ответе от 10 мая 2013 года центральная жилищно-бытовая комиссия МВД по Чувашской Республике сообщили истцу об отсутствии подтверждающих документов о его постановке до 01 марта 2005 года на учет на улучшение жилищных условий по месту службы. 27 мая 2014 года истец обратился в ответчику с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ, предоставив необходимый пакет документов, в том числе справку и копию постановления главы администрации городского поселения N " ... " от 23 августа 2002 года о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в общую очередь, и в льготную очередь для сотрудников ОВД. Жилищно-бытовая комиссия МВД по Чувашской Республике в ответе от 16 июня 2014 года указала, что если в период прохождения службы до 01 марта 2005 года истец был учтен как нуждающийся в улучшении жилищных условий в МО МВД России "Цивильский", то он имеет право обращаться в жилищно-бытовую комиссию МВД по Чувашской Республике для участия в целевой программе "Жилище", а также для получения единовременной социальной выплаты в соответствии Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ. При повторном обращении истца жилищно-бытовая комиссия МВД по Чувашской Республике отказала в предоставлении жилого помещения по договору социального найма или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что им не были представлены документы, подтверждающие постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года в территориальном органе МВД России. Истец полагает данные выводы не соответствующими действительности, поскольку 19 января 1995 года им было подано заявление в жилищно-бытовую комиссию отдела о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и он был включен в список сотрудников отдела, нуждающихся жилых помещениях. Указанные списки сотрудники отдела неоднократно видели в жилищно-бытовой комиссии МВД по Чувашской Республике. Проведенной прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проверкой также установлено, что истец обращался в жилищно-бытовую комиссию отдела о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, но факт постановки на учет не был установлен. Григорьев Н.В. полагает, что в результате недобросовестных действий ответчика он не был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, что привело к нарушению его жилищных прав, гарантированных положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В судебном заседании истец Григорьев Н.В. уточненные исковые требования поддержал по изложенным основаниям и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по Чувашской Республике Козлова И.И. исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Межмуниципального отдела МВД России "Цивильский" Козлов И.В. полагал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В судебном заседании представитель третьего лица администрации Цивильского городского поселения Цивильского района Чувашской Республики Васильева И.А. полагала, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.
Третье лицо администрация Цивильского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебном заседании не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Судом постановленоуказанное выше решение, дополнительное решение, обжалованные истцом Григорьевым Н.В. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
В апелляционных жалобах приводятся доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Также указывается на то, суду первой инстанции представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие факт его обращения по месту службы с заявлением (рапортом) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца Григорьева Н.В., поддержавшего апелляционные жалобы, возражения представителя ответчика МВД по Чувашской Республике Корниловой В.О., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Григорьев Н.В. проходил службу в органах внутренних дел Чувашской Республики в должности " ... " межмуниципального отдела МВД России "Цивильский".
Согласно выпискам из приказа об увольнении от 11 октября 2012 года N " ... ", от 31 октября 2012 года N " ... " Григорьев Н.В. был уволен из органов внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на 15 октября 2012 года в календарном исчислении составила " ... " года " ... " мес. " ... " дней, в льготном - " ... " года " ... " мес. " ... " дней.
Из материалов дела следует, что истец является ветераном боевых действий.
Из постановления главы Цивильской городской администрации Чувашской Республики от 23 августа 2002 года следует, что Григорьев Н.В., проживающий по адресу: " ... ", работающий " ... ", с составом семьи из трех человек, включен в общий список под N " ... ", в список внеочередников среди районных судей и участковых инспекторов под N " ... ".
Согласно сведениям администрации Цивильского района Чувашской Республики от 05 октября 2015 года Григорьев Н.В. состоит на учете в администрации Цивильского городского поселения в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, под N " ... ", в льготном списке под N " ... ".
Из заявления Григорьева Н.В. от 27 мая 2014 года следует, что он просит МВД по Чувашской Республике включить его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы Жилище" для получения жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма или единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Письмом от 16 июня 2014 года МВД по Чувашской Республике сообщило, что если в период прохождения службы до 01 марта 2005 года Григорьев Н.В. был учтен как нуждающийся в улучшении жилищных условий в отделе МВД России "Цивильский", то он имеет право участвовать в целевой программе "Жилище", также имеет право на получение единовременной социальной выплаты. В связи с чем Григорьеву Н.В. предложено представить соответствующий пакет документов согласно выбранной формы предоставляемых социальных гарантий сотрудников уволенным со службы в органах внутренних дел: либо участие в целевой программе "Жилище", либо получение единой социальной выплаты, одновременно представив сведения, что до 01 марта 2005 года он был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Григорьеву Н.В., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о его постановке на учет до 01 марта 2005 года в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту прохождения службы.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на жилище и обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (части 1 и 2 статьи 40), одновременно предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).
В развитие названного конституционного положения законодатель в статье 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (утратил силу с 01 марта 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции") предусмотрел, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
При этом из содержания указанной нормы права следует, что речь идет о сотрудниках милиции, проходящих службу, которые в установленном порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий (часть 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом, предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата (часть 2).
По смыслу приведенных выше правовых норм право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано уволенным сотрудником только при условии, если он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходил службу, до 01 марта 2005 года и состоял на учете на момент увольнения.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР, применявшейся до 01 марта 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся, как правило, по месту их жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливался законодательством РСФСР.
В связи с вступлением с 01 марта 2005 года в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы не осуществляется.
В соответствии с пунктом 2 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 24 мая 2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В материалах дела отсутствуют каких-либо относимые и допустимые доказательства, подтверждающие постановку истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года в территориальном органе МВД России. Так, в деле отсутствуют документы, подтверждающие, что по заявлению истца от 19 января 1995 года проводилась проверка его жилищных условий, решение о постановке его на учет нуждающихся в жилье и сведения о прохождении ежегодной перерегистрации с целью подтверждения нуждаемости в жилье.
Из сообщения межмуниципального отдела МВД России "Цивильский" от 30 октября 2015 года следует, что учетное дело в отношении Григорьева Н.В. не заводилось, так как кроме заявления Григорьева Н.В. и справки о составе семьи других документов им представлено не было, в связи с этим жилищно-бытовая комиссия Цивильского РОВД его заявление не рассматривала.
При этом суд первой инстанции правомерно указал на то, что имеющееся в материалах накопительного дела "Материалы по организации жилищно-бытовой комиссии" МО МВД России "Цивильский" заявление Григорьева Н.В. от 19 января 1995 года, в котором он просит поставить его на учет на получение жилья, с достоверностью не может свидетельствовать о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 19 января 1995 года.
Из показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей ФИО1., ФИО2., ФИО3., ФИО4., усматривается, что они вместе с истцом проходили службу, и истец обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье. Однако никто из них достоверных сведений о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не привел.
Поэтому сами по себе данные показания свидетелей, а также заявление о постановке на учет, список сотрудников ОВД Цивильского района, состоящих на учете на получение жилья, по состоянию на 01 января 2002 года, где Григорьев Н.В. значится под N " ... ", который никем не утвержден, в силу положений статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут свидетельствовать о постановке Григорьева Н.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы.
Таким образом, поскольку в настоящее время истец, уволенный со службы из органов внутренних дел, претендует на получение жилого помещения по договору социального найма или единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в Министерстве внутренних дел по Чувашской Республике, он должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоять на учете нуждающихся именно по месту службы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что истец ГригорьевН.В. до 01 марта 2005 года не был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по месту службы, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания за Григорьевым Н.В. права на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", возложении на Министерство внутренних дел по Чувашской Республике обязанности поставить на учет для получения жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма или единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии с вышеназванным законом с момента обращения с заявлением, то есть с 27 мая 2014 года. МВД по Чувашской Республике является ненадлежащим ответчиком по предъявленным требованиям по изложенным выше основаниям.
При этом Григорьев Н.В. не лишен каких-либо жилищных гарантий, предусмотренных законодательством, и сохраняет право на получение жилого помещения по договору социального найма как лицо, состоящее на соответствующем учете в органе местного самоуправления.
Изложенные в апелляционных жалобах доводы повторяют доводы искового заявления и позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, поэтому по своему содержанию доводы жалобы сводятся к разъяснению обстоятельств настоящего дела с изложением позиции истца относительно возникшего спора и собственного мнения о правильности разрешения дела, в связи с чем изложенные доводы не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда.
Кроме того, изложенные в апелляционных жалобах доводы по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, и не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Оснований для другой оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что при принятии решения судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановленозаконное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционные жалобы Григорьева Н.В. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 25 марта 2016 года и на дополнительное решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 02 июня 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Блинова
Судьи А.А. Нестерова
И.В. Филимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.