Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Ваулина А.А. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года, которым постановлено:
обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить вне очереди Дмитриевой М.Д. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола", равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Йошкар-Олы обратился в суд с иском в интересах Дмитриевой М.Д. к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчика предоставить вне очереди Дмитриевой М.Д. на состав семьи из 4 человек взамен жилья непригодного для проживания по адресу: "адрес" по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах "адрес", общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В обоснование иска указано, что Дмитриевой М.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: "адрес". Постановлением заместителя мэра г. Йошкар-Олы от
28 января 2016 года указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. С 1999 года Дмитриева М.Д. с составом семьи из двух человек стоит в очереди на получение жилого помещения. По состоянию на 24 сентября 2015 года истец состояла в очереди под номером 1787. До настоящего времени Дмитриева М.Д. не обеспечена жилым помещением взамен непригодного для проживания жилого помещения, что нарушает ее права.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Долгирева Т.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения судом норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указала, что истец, являясь собственником индивидуального (частного) жилого дома, самостоятельно несет бремя его содержания. В случае признания указанного жилого дома непригодным для проживания, органы местного самоуправления не обязаны обеспечивать собственника такого жилого дома другим жилым помещением. Нормы статей 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяются на случаи, когда жилое помещение, признанное непригодным для проживания, занято по договору социального найма. Случай истца таковым не является. Кроме того, поскольку принадлежащий истцу дом не включен в действующую региональную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 года, то суд не вправе обязывать органы местного самоуправления обеспечивать собственника жилым помещением, поскольку исходя из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, может возлагаться только обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Заслушав представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Долгиреву Т.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Дмитриеву М.Д. и Дмитриева Д.А., просивших оставить решение суда без изменения, заключение прокурора Полозовой Т.В., полгавшей решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части возложения обязанности на ответчика предоставить Дмитриевой М.Д. вне очереди жилое помещение по договору социального найма только ей одной без учета состава семьи из 4 человек, а в остальной части изменению не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди предоставляются жилые помещения по договору социального найма гражданам, чье жилое помещение стало непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
На основании статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Дмитриевой М.Д. принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 29 кв. м., расположенный по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права "N" от 21 мая 2012 года. В указанном жилом доме проживают и зарегистрированы по месту жительства Дмитриева М.Д., ее сын Дмитриев Д.А. и его малолетние дети ФИО1 и ФИО2, которые являются членами одной семьи.
Согласно учетной карточке Дмитриева М.Д. с составом семьи из двух человек с 11 февраля 1999 года включена в список очередников на получение жилой площади. По состоянию на 24 сентября 2015 года истец состояла в очереди под номером 1787. Доказательств, свидетельствующих о снятии истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, ответчиком не представлено.
Суд верно руководствовался положениями части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Фактические обстоятельства нуждаемости Дмитриевой М.Д. в жилом помещении сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии от 26 января 2016 года по результатам обследования помещения по адресу: "адрес", в связи с физическим износом указанного жилого помещения 90,02 % и снижением эксплуатационных характеристик отдельных частей здания, значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности, а также изменением окружающей среды и параметров микроклимата жилых помещений, помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" "N" от 25 апреля 2016 года постановленопризнать жилое помещение по адресу: "адрес" непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Руководствуясь вышеуказанными положениями норм права, установив, что истец с членами семьи проживает в доме, который в установленном законом порядке признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, Дмитриева М.Д. относится к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с членами семьи состоит на соответствующем учете, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить истцу во внеочередном порядке по договору социального найма жилое помещение соответствующее требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.
Доводы жалобы о том, что Дмитриевой М.Д. не может быть предоставлено жилое помещение, поскольку последняя является собственником частного жилого помещения и на ней лежит бремя его содержания, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Таким образом, право быть обеспеченным жилым помещением по договору социального найма принадлежит любому гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и собственнику жилого помещения.
Довод жалобы со ссылкой на положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что принадлежащее истцу жилое помещение не включено в программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 года, в связи с чем, на органы местного самоуправления не может возлагаться обязанность по предоставлению жилого помещения взамен помещения, признанного непригодным для проживания, является несостоятельным.
В данном случае не включение жилого помещения в указанную программу не может повлиять на право истца на внеочередное предоставление жилья, равноценного ранее занимаемому, на основании договора социального найма в соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, разрешая требования прокурора о возложении обязанности на ответчика предоставить вне очереди Дмитриевой М.Д. на состав семьи из 4 человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, суд в резолютивной части решения ограничился ссылкой только на Дмитриеву М.Д., при этом не указал на то, что жилое помещение должно быть предоставлено Дмитриевой М.Д. на состав семьи из 4 человек.
Поскольку Дмитриева М.Д., как установлено судом, состояла на учете нуждающихся в жилом помещении вместе с членами своей семьи, состоящей из 4 человек, у администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" возникла обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма всем гражданам, проживавшим в жилом помещении, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции необходимо изменить, дополнив указанием на то, что на ответчика возлагается обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма Дмитриевой М.Д. на состав семьи из четырех человек.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 июля 2016 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить вне очереди Дмитриевой М.Д. на состав семьи из четырех человек жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола", равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах муниципального образования "Городской округ "Город Йошкар-Ола".
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи А.А. Ваулин
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.