Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Братухина В.В.,
судей Лелекова Н.Г. и Ваулина А.А.,
при секретаре Марковой В.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Алексеева В. А. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июля 2016 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении искового заявления Алексеева В. А. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Медведевский" о признании незаконным решения об исключении из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеев В.А. обратился в суд с иском в окончательно сформулированных требованиях к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - МВД по Республике Марий Эл), межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Медведевский", в котором просил признать решение Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл об исключении Алексеева В.А. из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по центральному аппарату МВД незаконным, возложить на МВД по Республике Марий Эл обязанность восстановить истца в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по центральному аппарату МВД по Республике
Марий Эл со дня постановки на учет, взыскать с МВД по Республике
Марий Эл расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование иска указал, что 9 апреля 1996 года решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл истец включен в список очередников на получение жилой площади. Приказом от 3 мая 2007 года истец переведен для дальнейшего прохождения службы в ОВД по Медведевскому району. 02 сентября 2008 года истец уволен с должности милиционера группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОВД по Медведевскому району по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. 23 апреля 2012 года Центральной жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Марий Эл было принято решение об исключении истца из списка нуждающихся в жилых помещениях. Указанное решение является незаконным, поскольку прохождение службы в Медведевском районе для истца предполагалось интересами службы. Работодателем для истца на все время прохождения службы оставалось МВД по Республике Марий Эл. Перевод истца на другую должность не повлек за собой смены работодателя и прекращения трудовых отношений. В связи с этим оснований для снятия Алексеева В.А. с учета не имелось.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Алексеев В.А. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, указывая на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. Считает, что он как сотрудник органов внутренних дел, принятый на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняет право состоять на учете до решения вопроса получения жилья, в том числе и после увольнения со службы. Указывает, что до направления в порядке перевода для прохождения службы в ОВД по Медведевскому району состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени право на получение жилого помещения он не реализовал. Также указывает, что поскольку его перевод не повлек смены работодателя и прекращения трудовых отношений, то оснований для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось.
Выслушав объяснения представителя Алексеева В.А. Волкова А.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя МВД по Республике
Марий Эл Киреева С.В., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Алексеев В.А. проходил службу в МВД по Республике Марий Эл с декабря 1992 года.
В период прохождения службы в МВД по Республике Марий Эл 19 мая 1994 года Алексеев В.А. обратился с заявлением о постановке его на учет для получения жилой площади.
Решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республики Марий Эл от 21 сентября 1994 года Алексеев В.А. поставлен в очередь на получение жилья с 19 мая 1994 года.
Приказом от 3 мая 2007 года N " ... " истец был назначен на должность милиционера группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых отдела внутренних дел по Медведевскому муниципальному району, освобожден от должности милиционера изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МВД по Республике Марий Эл с
4 мая 2007 года.
На основании приказа отдела внутренних дел по Медведевскому муниципальному району от 2 сентября 2008 года N " ... " Алексеев В.А. уволен из органов внутренних дел по п. "в" ч. 7 ст. 19 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) Закона Российской Федерации
"О милиции". Стаж службы истца в органах внутренних дел в календарном исчислении составил 15 лет 8 месяцев 18 дней, в льготном исчислении составил 18 лет 8 месяцев 6 дней. Выслуга лет для назначения пенсии составила 20 лет 8 месяцев 25 дней.
23 апреля 2012 года решением Центральной жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Марий Эл Алексеев В.А. исключен из списков нуждающихся в жилых помещениях по центральному аппарату МВД по Республике Марий Эл, в связи с тем, что истец переведен для дальнейшего прохождения службы в ОВД по Медведевскому району, который является самостоятельным юридическим лицом, бюджетополучателем, обеспечивающим своих сотрудников жилыми помещениями. В соответствии с пунктами 2, 8 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД Российской Федерации от 24 мая 2003 года, постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений осуществляется по месту расположения соответствующих органов внутренних дел, учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.
В соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" (утратил силу с 01 марта 2011 в связи с принятием Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ
"О полиции") предусмотрено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
В силу статьи 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в момент постановки истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года
N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника, гражданина Российской Федерации, указанных в настоящей части, определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентирован Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345 (далее - Положение).
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указывались конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы (пункт 8 Положения).
В соответствии с пунктом 16 Положения не допускается предоставление жилых помещений из жилищного фонда органов внутренних дел лицам, не проходящим службу в органах внутренних дел и не связанным с органами внутренних дел трудовыми отношениями.
Настаивая на правомерности исключения Алексеева В.А. из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по центральному аппарату МВД по Республике Марий Эл, представитель ответчика ссылается на то, что МО МВД России "Медведевский", в который в 2007 году переведен истец для дальнейшего прохождения службы, является самостоятельным юридическим лицом, поэтому оснований для дальнейшего нахождения Алексеева В.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по центральному аппарату МВД по Республике Марий Эл не имелось в силу самого факта такого перевода.
Отказывая в удовлетворении иска Алексеева В.А., суд исходил из того, что ответчик обоснованно принял решение о снятии истца с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, поскольку Алексеев В.А. был поставлен на указанный учет по месту работы в МВД Республики Марий Эл и прекратил в последующем трудовые отношения с министерством в связи с переходом к другому работодателю, что не связано с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при неправильном применении норм материального права.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря
2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Между тем, Алексеев В.А. как сотрудник органов внутренних дел, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 19 мая
1994 года, после его перевода для дальнейшего прохождения службы в ОВД по Медведевскому району в 2007 году и последующего увольнения из органов внутренних дел по выслуге срока службы, дающего право на пенсию 2 сентября 2008 года он продолжал состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, таким образом, истец как сотрудник органов внутренних дел, принятый на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, сохраняет право состоять на таком учете до получения жилого помещения, в том числе и после увольнения со службы. При этом перевод истца для дальнейшего прохождения службы в ОВД Медведевского района в 2007 году не мог являться основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Право на получение жилого помещения по договору социального найма до настоящего времени Алексеев В.А. не реализовал.
Исходя из указанного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл отсутствовали правовые основания для исключения Алексеева В.А. из списков нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем оспариваемое решение от 23 апреля 2012 года является незаконным, а истец подлежит восстановлению в списке нуждающихся в жилых помещениях по центральному аппарату Министерства внутренних дел по Республике
Марий Эл со дня постановки на учет 19 мая 1994 года.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл подлежат взысканию понесенные истцом при подаче иска и при подаче апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 450 рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 27 июля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Алексеева В. А. удовлетворить.
Признать незаконным решение Центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл об исключении Алексеева В. А. из списков нуждающихся в жилых помещениях от 23 апреля 2012 года.
Обязать Министерство внутренних дел по Республике Марий Эл восстановить Алексеева В. А. в списке нуждающихся в жилых помещениях по центральному аппарату Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл со дня постановки на учет 19 мая 1994 года.
Взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл в пользу Алексеева В. А. расходы по уплате государственной пошлине в сумме 450 рублей.
Председательствующий В.В.Братухин
Судьи Н.Г.Лелеков
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.