Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Юровой О.В. и Ваулина А.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Гореславец В. В.ча, Гореславец Г. А., Гореславец А. В. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 27 июля 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении искового заявления Гореславец В. В.ча, Гореславец Г. А., Гореславец А. В. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Ваулина А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гореславец В.В., Гореславец Г.А., Гореславец А.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, в котором просили признать за ними право общей долевой собственности по 1/3 доле за каждым в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: " ... "
В обоснование иска указано, что спорное жилое помещение было предоставлено квартирно-эксплуатационной частью Йошкар-Олинского района Приволжского военного округа 2 ноября 2004 года на основании ордера N " ... " Гореславец В.В. на семью, состоящую из 5 человек. В настоящее время п. Сурок утратил статус закрытого военного городка, однако жилой фонд в п. Сурок в муниципальную собственность не передан. Поскольку занимаемое жильцами настоящее жилое помещение не имеет статус служебного, а статус закрытого военного городка п. Сурок утрачен, истцы полагают, что имеют право на приватизацию жилого помещения, однако ответчики необоснованно отказывают в заключении с ними договора на передачу жилого помещения в собственность.
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Гореславец В.В., Гореславец Г.А.,
Гореславец А.В. просят отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования, указывая на нарушение судом норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывают, что ордер, выданный КЭЧ Йошкар-Олинского района на право занятия истцами спорной квартиры, не содержит указания на то, что она является служебной. Также ссылаются на то, что фактическое вселение истцов в жилое помещение имело место в феврале 2004 года на основании решения жилищной комиссии войсковой части 31353 и на момент принятия Постановления мэра г.Йошкар-Олы N " ... " от 2 ноября 2004 года квартира была занята истцами по договору социального найма, не была свободна, поэтому спорное жилое помещение не могло быть отнесено к служебному. На момент предоставления квартиры семье истца ей не был в установленном порядке придан статус служебного жилого помещения. Кроме того, поскольку протокол заседания жилищной комиссии войсковой части N 92 от 12 февраля 2004 года не содержит каких-либо указаний о выделении и/или предоставлении истцам служебной трехкомнатной квартиры N " ... " дома " ... " по ул. " ... ", ордер не мог быть оформлен на служебное жилое помещение. Спорное жилое помещение не включено в единый государственный реестр специализированного жилого фонда.
Выслушав объяснения Гореславец В.В., Гореславец Г.А.,
Гореславец А.В., представителя истцов Лебедева Е.В., поддержавших доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
В соответствии со статьями 2, 6 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно части 1 статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых,
дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлено Гореславец В.В. на состав семьи из 5 человек: Гореславец В.В., его жены
Гореславец Г.А., сына Гореславец А.В., пасынка Рябинина П.А., внука Рябинина К.П. на основании ордера N " ... ", выданного КЭЧ
Йошкар-Олинского района Приволжско-Уральского военного округа, от
2 ноября 2004 года.
Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают с 17 ноября 2004 года Гореславец В.В., Гореславец Г.А., Гореславец А.В., Рябинин П.А. и Рябинин К.П. сняты с регистрационного учета с 30 марта 2016 года.
Жилой дом N " ... " по ул. " ... ", в котором находится спорная квартира, включен в перечень федерального имущества, правообладатель - войсковая часть 31353, собственником и балансодержателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями жилищного законодательства, Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд первой инстанции, исходя из того, что спорное жилое помещение имеет статус служебного, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 47 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер на жилое помещение.
Из ордера на жилое помещение N 1256 от 2 ноября 2004 года следует, что Гореславец В.В. предоставлена КЭЧ Йошкар-Олинского района Приволжско-Уральского военного округа квартира N " ... " дома N " ... " по
" ... ", в ордере имеется указание на постановление мэра
г. Йошкар-Олы N " ... " от 2 ноября 2004 года, согласно которому спорная квартира признана служебным жилым помещением войсковой части 31353.
Выводы суда первой инстанции, что жилое помещение предоставлено Гореславец В.В. на состав семьи из пяти человек именно как служебное, сведений об изменении правового режима квартиры не имеется, являются правильными. В связи с чем требования истцов о передаче им в собственность в порядке приватизации спорной квартиры обоснованно отклонены судом, поскольку статья 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений гражданами, при отсутствии на то согласия собственника жилищного фонда или уполномоченных им органов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения.
С учетом изложенного решение постановленосудом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от
27 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гореславец В. В.ча, Гореславец Г. А., Гореславец А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий О.А.Петрова
Судьи О.В.Юрова
А.А.Ваулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.