Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей: Братухина В.В. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Демаковой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Серебрякова С.А. на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 12 августа 2016 года, по которому постановлено:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Серебрякова С.А. о признании незаконным градостроительного плана земельного участка " ... " в части указания отступа от границы с правой стороны не менее чем на 5 м., возложении обязанности внести в него изменения, признания незаконным бездействия муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков, возложении обязанности выдать разрешение на строительство жилого дома.
Заслушав доклад председательствующего судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Попова Г.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Серебряков С.А. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (с учетом последующих дополнений), просил признать незаконным градостроительный план земельного участка N 12 по ул. Привокзальная г. Козьмодемьянска в части указания отступа от границы с правой стороны не менее чем на 5 м., возложить обязанность внести в него изменения, признать незаконным бездействие администрации МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" по обеспечению водоснабжением застраиваемых земельных участков, возложить обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома.
В обоснование заявленных требований было указано, что 2 июня 2016 года Серебряков С.А. обратился в администрацию МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, приложив копию свидетельства о праве собственности на земельный участок и схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. На момент обращения в суд разрешение на строительство не было выдано. 1 июля 2016 года отдел архитектуры выдал градостроительный план земельного участка " ... ", с ним он не согласен, поскольку градостроительный план не соответствует нормам Свода Правил по проектированию и строительству. Данный градостроительный план был утвержден постановлением от 20 июня 2016 года N 314. Администрацией МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" не принимается мер по организации водоснабжения строящихся домовладений города на земельном участке, выделенном для индивидуального жилищного строительства, месторасположение: " ... "
Судом постановленовышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Серебряков С.А. просит решение отменить, как вынесенное судом с неправильным применением норм материального права, при неверной оценке доказательств. В жалобе излагаются обстоятельства дела, приводится позиция, избранная заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, выражается несогласие с выводами суда, положенными в основу решения. В жалобе указывается на то, что заявитель до настоящего времени не получил ответ на заявление о выдаче разрешения на строительство, поданное 2 июня 2016 года. Градостроительный план земельного участка не соответствует нормам Свода Правил по проектированию и строительству планировки и застройки территории малоэтажного жилищного строительства СП 30-102-99. Как утверждается в жалобе, в материалах дела имеются документы, с которыми Серебряков С.А. не смог ознакомиться и выразить свое мнение, поскольку они не были представлены представителем администрации в ходе судебного заседания.
Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Серебрякова С.А., поддержавшего жалобу, судебная коллегия приходит к убеждению, что оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения не имеется.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения лиц, участвующих в деле, проанализировав применимое в настоящем деле законодательство, суд пришел к правильному итоговому выводу о том, что административный иск Серебрякова С.А. не подлежит удовлетворению. В решении указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Из обстоятельств и материалов дела следует, что Серебряков С.А. является собственником земельного участка, площадью " ... " кв.м., кадастровый номер " ... ", назначение: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: " ... "
2 июня 2016 года Серебряков С.А. обратился в администрацию МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на данном земельном участке. Как указано в заявлении, к нему приложены копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок и схема планировочной организации земельного участка " ... "
Серебряков С.А. 2 июня 2016 года обратился в администрацию МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" также с заявлением N 349-з о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: " ... "
20 июня 2016 года отделом архитектуры, градостроительства и по ГО и ЧС администрации МО "Городского округа "Город Козьмодемьянск" был подготовлен градостроительный план данного земельного участка.
В соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Согласно п.п. 2 п. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе следующий раздел: схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка.
Постановлением администрации МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" от 20 июня 2016 года N 314 был утвержден градостроительный план от 20 июня 2016 года " ... " земельного участка, расположенного по адресу: " ... "
На чертеже градостроительного плана земельного участка отмечено место допустимого размещения зданий, строений и сооружений с учетом красных линий, содержащихся в проекте планировки территории (квартала).
В силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение 10 дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч. 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Довод жалобы о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поданного Серебряковым С.А. 2 июня 2016 года, была приложена схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, является несостоятельным.
В соответствии с п.п. 2 п. 12 ст. 48 ГрК РФ схема планировочной организации земельного участка выполняется на основании утвержденного градостроительного плана земельного участка.
Из материалов дела следует, что градостроительный план земельного участка, кадастровый номер " ... ", был подготовлен и утвержден 20 июня 2016 года.
В связи с этим до указанной даты у заявителя отсутствовала возможность предоставить схему планировочной организации земельного участка.
Судом первой инстанции установлено, что к заявлению Серебрякова С.А. о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: " ... " фактически была приложена кадастровая выписка о земельном участке, содержащая план (чертеж) земельного участка площадью " ... " кв.м.
Довод жалобы о том, что градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: " ... ", не соответствует нормам СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", утвержденного постановлением Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 94, проверялся судом первой инстанции и признан несостоятельным по мотивам, подробно изложенным в решении.
В соответствии с п. 5.3.2 СП 30-102-99 "Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства" усадебный, одно-двухквартирный дом должен отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м., от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.
С учетом имеющейся в материалах дела землеустроительной и градостроительной документации судом правильно отмечено, что уполномоченным органом правомерно определены параметры размещения объектов на земельным участке, принадлежащем Серебрякову С.А.
Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования не принимает меры по организации водоснабжения и водоотведения к кварталу индивидуальной застройки, также проверялись судом первой инстанции и отклонены по мотивам, подробно изложенным в решении.
Имеющимися в материалах дела техническими условиями на водоснабжение и канализацию NN 105, 120 от 3 марта 2016 года подтверждается выполнение мероприятий, связанных с подключением к водопроводной и канализационной сетям объектов индивидуального жилищного строительства " ... "
Доводы жалобы об обратном не основаны на материалах дела.
Доводы жалобы о том, что документы, на которые имеется ссылка в решении суда, не были представлены административным ответчиком в ходе судебного заседания, опровергаются материалами дела.
Как следует из протокола судебного заседания от 12 августа 2016 года, все документы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, были исследованы судом, Серебряков С.А. участвовал в судебном заседании. В связи с этим он имел возможность дать свои пояснения по техническим условиям на водоснабжение и канализацию.
Довод жалобы о том, что Серебряковым С.А. до настоящего момента не получено разрешение на строительство либо отказ в его выдаче, тем самым выражается бездействие администрации МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск", не может повлечь отмены постановленного по делу решения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий соответствующий административный иск не может быть удовлетворен.
Как следует из материалов дела, после получения градостроительного плана Серебряков С.А. в администрацию МО "Городской округ "Город Козьмодемьянск" с заявлением о выдаче разрешения на строительство не обращался.
По указанным стороной административного истца основаниям заявление об отводе судьи, рассматривающего дело, правильно оставлено без удовлетворения.
Иные доводы жалобы не имеют отношения к существу рассмотренного дела, основаны на произвольном толковании положений действующего градостроительного законодательства.
Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются представленными доказательствами. Оснований считать решение суда в указанной части ошибочным по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Судебная коллегия считает, что с учетом изложенного решение должно быть оставлено без изменения, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 12 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Серебрякова С.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Попов Г.В.
Судьи Братухин В.В.
Халиулин А.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.