Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Салиховой Э.И. и Медведевой И.А.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Жуйковой Н.В. Перепелицына А.М. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2016 года по административному исковому заявлению Жуйковой Н.В. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуйкова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя Медведевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Марий Эл (далее - Медведевского районного отдела судебных приставов) по возбуждению исполнительного производства.
Как указывает административный истец, возбуждение исполнительного производства на основании исполнительного листа, выданного Медведевским районным судом Республики Марий Эл по гражданскому делу "N", является незаконным, поскольку оснований для возбуждения исполнительного производства не имелось, и нарушающим права административного истца, оспаривающего принятое по гражданскому делу решение.
Решением Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2016 года в удовлетворении требований Жуйковой Н.В. о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Медведевского районного отдела судебных приставов по возбуждению исполнительного производства "N" по обязанию Жуйковой Н.В. возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" земельный участок, расположенный по адресу: "адрес", отказано.
В апелляционной жалобе представитель Жуйковой Н.В. Перепелицын А.М. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного иска, поскольку обжалование решения суда препятствует возбуждению исполнительного производства.
Жуйкова Н.В., представитель Перепелицын А.М., Управление Федеральной службы судебных приставов, Медведевский районный отдел судебных приставов, заместитель старшего судебного пристава Медведевского районного отдела судебных приставов Черкашина К.И., Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с частью 5 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Поскольку установленных статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 128 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
В силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ) судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ).
Если должником является гражданин, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества (часть 1 статьи 33 указанного федерального закона).
Как установлено судом, по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" заместителем старшего судебного пристава Медведевского районного отдела судебных приставов 25 июля 2016 года возбуждено в отношении Жуйковой Н.В. исполнительное производство "N" по исполнительному листу, выданному на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 9 июня 2016 года, согласно которому на Жуйкову Н.В. возложена обязанность возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Медведевский муниципальный район" земельный участок с кадастровым номером "N", расположенный по указанному выше адресу.
Местом жительства должника - Жуйковой Н.В. является "адрес".
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что исполнительное производство обоснованно возбуждено Медведевским районным отделом судебных приставов, при наличии установленных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ оснований.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о действии судебного пристава-исполнителя в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона установлено, исполнительными документами являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения (статья 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 5 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме определения, которое вступает в законную силу со дня его принятия.
Выданный Медведевским районным судом Республики Марий Эл исполнительный лист ФС "N" соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ; исполнительный лист, ранее не предъявлявшийся к исполнению, и срок предъявления к принудительному исполнению которого не истек, предъявлен по заявлению взыскателя в подразделение службы судебных приставов по месту совершения исполнительных действий; судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ, вступил в законную силу.
Таким образом, предусмотренных статьей 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, оснований отказа в возбуждении исполнительного производства, не имелось.
Доводы административного иска, сводящиеся по существу к тому, что подача кассационной жалобы препятствует возбуждению исполнительного производства, не основаны на нормах действующего законодательства и являются юридически несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований к его отмене не усматривается, апелляционная жалоба представителя Жуйковой Н.В. Перепелицына А.М. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 сентября 2016 года оставить без изменения, жалобу представителя Жуйковой Н.В. Перепелицына А.М. - без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Г.В. ПоповИ.А. МедведеваЭ.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.