Пензенский областной суд в составе
судьи Гордеевой Н.В.,
при секретаре Емелиной И.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назарова А.М. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
установил:
Назаров А.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (далее - Управлению Росреестра по Пензенской области), Правительству Пензенской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: "адрес".
В обосновании заявленных требований указал, что кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, установленной в Отчете независимого оценщика, что, в свою очередь, нарушает его права и обязанности, поскольку кадастровая стоимость является налогооблагаемой базой.
Просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости: с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. по состоянию на 01 января 2011 г.
Впоследствии, в связи с проведенной по делу судебной оценочной экспертизой, представитель Назарова А.М. по доверенности Никишкин Р.П. требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере равном их рыночной стоимости, определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы, а именно: с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.
Представитель административного ответчика - Управления Росреестра по Пензенской области - Серикова В.В., действующая на основании доверенности от 24 октября 2016 г., оставила разрешение заявленных требований с учетом их уточнений на усмотрение суда, указав, что Управление Росреестра по Пензенской области не является субъектом спорных правоотношений.
Представитель заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области - Медушенкова А.А., действующая на основании доверенности от 01 октября 2015 г., против удовлетворения заявленных требований возражала, сославшись на необоснованное привлечение органа кадастрового учета к участию в деле.
Представители заинтересованного лица - администрации Ахматовского сельсовета Никольского района Пензенской области по доверенности Симкова Т.И. и Глава администрации Ахматовского сельсовета Авдеев А.И. разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Административный истец Назаров А.М., представитель административного ответчика - Правительства Пензенской области, будучи надлежаще и своевременно уведомленными о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц, мнения явившихся в процесс сторон, положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определилрассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск (с учетом уточнений) подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе, путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Назаров А.М. на основании договора купли-продажи от 12 октября 2015 г. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: "данные изъяты" площадью 2467065 кв. м, "данные изъяты" площадью 1831728 кв. м, "данные изъяты" площадью 987965 кв. м, "данные изъяты" площадью 1550038 кв. м, "данные изъяты" площадью 1907899 кв. м, "данные изъяты" площадью 2508013 кв. м, "данные изъяты" площадью 2125633 кв. м, "данные изъяты" площадью 705827 кв. м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, расположенных по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ( "данные изъяты"), а также выписками из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 42-49, 50-67, том 2 л.д. 9-16).
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости объектов недвижимости, кадастровая стоимость спорных земельных участков составляет:
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.;
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.
Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2011 г. на основании постановления Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 г. N 645-пП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области" (т. 1 л.д. 9-16).
Данная кадастровая стоимость оспаривается в настоящее время.
Заявление Назарова А.М. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, поступившее 31 мая 2016 г. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пензенской области, решением от 20 июня 2016 г. N отклонено (том 2 л.д. 2-6).
При обращении в суд в обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке от 22 марта 2016 г. N, подготовленный оценщиком ООО Аудиторская фирма "ПАРТНЕР-Аудит", согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. составляет: с кадастровым номером "данные изъяты" -- "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., а также положительное экспертное заключение на отчет об оценке от 13 мая 2016 г. N ООО "Российское общество оценщиков" (том 1 л.д. 68-194, 195-220).
В связи с возникшими у суда вопросами, требующими специальных знаний в области оценочной деятельности в целях проверки подготовленного оценщиком отчета на его соответствие законодательству об оценочной деятельности определением суда от 15 сентября 2016 г. по делу назначена судебная экспертиза, направленная на определение рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. и проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, проведение которой поручено экспертам АНО "Институт судебных экспертиз" (том 2 л.д. 164-166).
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта от 02 ноября 2016 г. N, согласно которому отчёт от 22 марта 2016 г. "данные изъяты" об оценке рыночной стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения в количестве 8, расположенных в Никольском районе Пензенской области, по состоянию на 01 января 2011 г., подготовленный оценщиком ООО Аудиторская фирма "ПАРТНЕР-Аудит", не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности.
Так, в нарушение требований ст. 11 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 N 135-ФЗ, п. 8ж ФСО N 3 оценщиком в отчете указаны недостоверные сведения о степени залесенности объектов. В результате осмотра участков по состоянию на 17 октября 2016 г. экспертом установлено, что заросшие территории есть только на трех земельных участках из состава объектов оценки. Поскольку никаких работ по очистке на участках в период между датой осмотра их оценщиком, до даты осмотра экспертом, не проводилось, то эксперт делает вывод, что оценщиком в отчете указаны недостоверные сведения о степени залесенности объектов. Данные величины участвуют в расчете стоимости объектов оценки в рамках сравнительного и доходного подходов, следовательно, могли повлиять на результат оценки.
Использование недостоверных сведений о степени залесенности участков привело к необоснованному внесению корректировки по фактору "физические характеристики" (структура участка) для объектов оценки. Оценщиком не приведены данные или примеры расчета комплексной бальной оценки объектов исследования и объектов-аналогов, в результате чего, невозможно воспроизвести расчет (нарушение п. 8и ФСО N 3).
В рамках применения доходного подхода использование недостоверных сведений о степени залесенности привело к занижению величины чистого операционного дохода и снижению стоимости объектов оценки (п. 25 ФСО N 1).
Вышеуказанные нарушения существенным образом повлияли на итоговую стоимость земельных участков.
Рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. согласно экспертному заключению составляет:
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб.,
- с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. (л.д. 186-268).
Представитель административного истца Назарова А.М. по доверенности - Никишкин Р.П. выводы экспертного заключения не оспаривал, на основании результатов экспертизы уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ и просил установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. в размере их рыночной стоимости, а именно: с кадастровым номером "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб., "данные изъяты" - "данные изъяты" руб. (том 2 л.д. 273-274).
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований законодательства об оценочной деятельности, а также федеральных стандартов оценки не оспаривали, обоснованных возражений на заключение судебной экспертизы, а также доказательств, опровергающих или ставящих под сомнение достоверность выводов судебной оценочной экспертизы, не представили, ходатайств о назначении повторной судебной оценочной экспертизы не заявили.
Суд, проанализировав заключение эксперта, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, и соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, приведенные в отчете выводы не допускают их неоднозначного толкования, а исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение.
Суд полагает, что приведенные в заключении сведения дают надлежащее представление обо всех ценообразующих факторах, влияющих на рыночную стоимость такого рода недвижимости, о местоположении земельных участков, их количественных и качественных характеристиках; корректировки приведены по всем значимым элементам сравнения; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовке, приложены копии необходимых материалов и распечаток, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
В силу предписаний статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив экспертное заключение по правилам, установленным в статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты" надлежит установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта от 02 ноября 2016 г. N.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец Назаров А.М. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка 31 мая 2016 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2016 г.
Доводы представителей Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области, о том, что указанные органы не являются субъектами спорных правоотношений, следовательно, необоснованно привлечены к участию в деле, судом отклоняются в силу следующего.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31марта 2009 г. N 409-р, Приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93, от 26 декабря 2011 г. N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного Приказом Росреестра от 01 сентября 2011 г. N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
А потому, Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра", сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 г. N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Кроме того, в соответствии со статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности Росреестр в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, на который возложена обязанность по внесению сведений об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах следует констатировать необходимость участия в деле в качестве административного ответчика и заинтересованного лица Управления Росреестра по Пензенской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Пензенской области соответственно.
Доводы представителя административного ответчика - Правительства Пензенской области, приведенные в письменных возражениях на административный иск, о том, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в соответствии с действующим законодательством, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пензенской области либо законность постановления Правительства Пензенской области, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки, не оспариваются, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В силу статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая то обстоятельство, что разрешение настоящего дела представляет собой форму реализации административным истцом права на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается административными ответчиками, судебные расходы относятся на административного истца и взысканию с административных ответчиков не подлежат.
Руководствуясь статьями 175, 177-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Назарова А.М. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков, расположенных по адресу: "адрес", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, по состоянию на 01 января 2011 г. в размере их рыночной стоимости, а именно:
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2467065 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1831728 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 987965 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1550038 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 1907899 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2508013 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 2125633 кв. м - "данные изъяты" рублей,
- с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 705827 кв. м - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи Назаровым А.М. заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 31 мая 2016 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пензенского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2016 г.
Судья Н.В. Гордеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.