Судья Пензенского областного суда Окунева Л.А.,
при секретаре Никулиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу защитника ОАО "Жилье-26" по ОЖФ Митронькина А.А. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Захаркина С.П. N 254 от 11 июля 2016 г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 23 августа 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО "Жилье-26" по ОЖФ,
установил:
постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Захаркина С.П. N 254 от 11 июля 2016 г. Открытое акционерное общество "Жилье-26" по обслуживанию жилого фонда (далее - ОАО "Жилье-26" по ОЖФ) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 23 августа 2016 г. по жалобе защитника ОАО "Жилье-26" по ОЖФ данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, защитник ОАО "Жилье-26" по ОЖФ (по доверенности) Митронькин А.А. просит отменить решение судьи и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения защитника ОАО "Жилье-26" по ОЖФ Митронькина А.А., просившего жалобу удовлетворить, представителя Главного управления МЧС России по Пензенской области Алпатова А.В., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности, содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Как указано в подпункте "к" пункта 23 названных Правил, на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
ОАО "Жилье-26" по ОЖФ, являясь управляющей организацией в многоквартирном жилом доме по "данные изъяты", 7 июля 2016 г. допустило нарушение подпункта "к" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно:
в 1-м подъезде дома на лестничной площадке 9-го этажа хранится деревянный щит, на лестничной площадке 5-го этажа хранится бумажный ящик с газетой, на лестничной площадке 4-го этажа хранятся листы ДСП;
во 2-м подъезде дома на лестничной площадке 2-го этажа хранятся бумажные коробки, на лестничной площадке между 2-м и 3-м этажами хранятся деревянная дверь и листы ДСП, на лестничной площадке 4-го этажа хранятся деревянный ящик и мебель, на лестничной площадке между 4-м и 5-м этажами хранится деревянная дверь, на лестничной площадке 5-го этажа хранятся бумажные и деревянные ящики, линолеум, на лестничной площадке между 8-м и 9-м этажами хранится деревянная дверь;
в 3-м подъезде дома на лестничной площадке между 8-м и 9-м этажами хранятся деревянные щиты, на лестничной площадке 8-го этажа хранятся доски и деревянные ящики, на лестничной площадке 7-го этажа хранится деревянный шкаф, на лестничной площадке 6-го этажа хранятся деревянные ящики и шкафы, картонные коробки, на лестничной площадке 5-го этажа хранятся деревянные двери и ящики, на лестничной площадке 2-го этажа хранятся деревянные ящики;
в 4-м подъезде на лестничной площадке 9-го этажа хранятся деревянные ящики и мебель; на лестничной площадке 8-го этажа хранится деревянный шкаф, на лестничной площадке 7-го этажа хранятся ящики, на лестничной площадке 6-го этажа хранится ящик, на лестничной площадке 5-го этажа хранится ящик, на лестничной площадке 3-го этажа хранится деревянный ящик;
в 5-м подъезде на лестничной площадке 9-го этажа хранятся строительный материал в бумажных мешках и ковер; на лестничной площадке между 8-м и 9-м этажами хранятся деревянные рамы, на лестничной площадке 6-го этажа хранятся деревянный ящик и горючий строительный мусор, на лестничной площадке 3-го этажа хранятся деревянные ящики и шкафы, на лестничной площадке 2-го этажа хранится деревянная мебель.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: актом внеплановой выездной проверки от 8 июля 2016 г., протоколом об административном правонарушении N 254 от 8 июля 2016 г., протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме по "данные изъяты" от 1 марта 2015 г. об избрании управляющей организации ОАО "Жилье-26" по ОЖФ, договором управления многоквартирным жилым домом от 1 марта 2015 г.
Установленные должностным лицом и судом обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО "Жилье-26" по ОЖФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку находящееся на лестничных площадках имущество является собственностью жильцов и управляющая организация не вправе распоряжаться данным имуществом, полагаю несостоятельными.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации также установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Из совокупности приведенных правовых норм следует, что бремя содержания общедомового имущества ложится на управляющую организацию, в том числе это в полной мере касается и реализации мер пожарной безопасности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия юридического лица, имевшего возможность для соблюдения законодательства о пожарной безопасности, квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства в области пожарной безопасности.
Порядок и срок привлечения юридического лица к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановления и решения в части назначенного наказания.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Считаю, что назначенное ОАО "Жилье-26" по ОЖФ наказание в виде штрафа в сумме 150 000 руб. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует характеру совершенного им правонарушения, материальному положению юридического лица, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
С учетом изложенного постановление заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Захаркина С.П. N 254 от 11 июля 2016 г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 23 августа 2016 г., вынесенные в отношении ОАО "Жилье-26" по ОЖФ, подлежат изменению путем снижения назначенного Обществу наказания в виде административного штрафа до 75000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного инспектора г. Пензы по пожарному надзору Захаркина С.П. N 254 от 11 июля 2016 г. и решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 23 августа 2016 г., вынесенные в отношении ОАО "Жилье-26" по ОЖФ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: назначенное ОАО "Жилье-26" по ОЖФ административное наказание снизить с 150 000 рублей до 75 000 рублей.
Судья: Л.А.Окунева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.