СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2016 года г. Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи: Мекеровой С.Р.
при секретаре судебного заседания Баевой Д.В.,
с участием:
представителя административного истца Савченко В.М. - Горелой В.И.,
представителя административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю Кийковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Савченко В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости
,
установил:
Савченко В.М. обратился с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В обоснование иска Савченко В.М. указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером 26:08:040402:88, площадью 34 218 кв.м,
из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Светлоград, ул. Транспортная, 23.
Кадастровая стоимость названного земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 21652808, 22 рублей.
Административный истец Савченко В.М., полагая оспариваемую кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка недостоверной, существенно превышающей рыночную стоимость этого участка, что нарушает его права как плательщика земельного налога на указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению налога, просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, в размере 7016000 рублей, определенном оценщиком А.И. в отчете об оценке N ОЦ-024/16 от 28 июня 2016 года.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы N 2029/8-4 от 20 сентября 2016 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:08:040402:88 по состоянию на 01 января 2015 года составила 8397000 рублей.
В судебное заседание административный истец Савченко В.М., извещенный надлежащим образом о дне, времени и месте судебного заседания, не явился, о причине неявки не известил.
Административный ответчик Министерство имущественных отношений Ставропольского края, заинтересованные лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и администрация г. Светлограда не явились, в представленных ранее письменных заявлении и возражениях просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.
В судебном заседании представитель административного истца Савченко В.М. - Горелая В.И. поддержала административный иск, с учетом судебного экспертного заключения уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:08:040402:88, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8397000 рублей.
Представитель административного ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю Кийкова Е.А. просила вынести законное и обоснованное решение, при этом выводы судебной оценочной экспертизы о величине рыночной стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка не оспаривала.
В письменных возражениях администрация г. Светлограда
просила
в иске Савченко В.М. отказать, мотивируя тем, что снижение кадастровой стоимости земельного участка повлечет снижение размера земельного налога на этот участок и, соответственно, недополучение средств в бюджет г. Светлограда.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в своих возражениях просило рассмотреть административное исковое заявление в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
В силу статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 26:08:040402:88, площадью 34218 кв.м,
из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Светлоград, ул. Транспортная, 23, принадлежит на праве собственности Савченко В.М. на основании договора купли-продажи N 88 от 27 марта 2012 года, запись о регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 26-26-26/007/2012-704 от 09 апреля 2012 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 26 -АИ 530909 от 13 декабря 2013 года.
В силу вышеизложенных законоположений, установление кадастровой стоимости в отношении данного земельного участка затрагивает права и обязанности его собственника Савченко В.М. как плательщика земельного налога и дает последнему право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости этого объекта недвижимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского
края от 27 ноября 2015 N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае" утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.
Согласно представленной в деле кадастровой справке от 22 июня 2016 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:08:040402:88 определена по состоянию на 01 января 2015 года в размере 21652808, 22 рублей.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванного объекта недвижимости, Савченко В.М. в подтверждение величины его рыночной стоимости представил составленный оценщиком А.И. отчет об оценке N ОЦ-024/16 от 28 июня 2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости - 01 января 2015 года, составляет 7016000 рублей.
На указанный отчет об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков", членом которой является оценщик, составивший отчет, дано положительное экспертное заключение от 04 июля 2016 года N 608/06-16.
В
связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны
административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы N 2029/8-4 от 20 сентября 2016 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:08:040402:88 по состоянию на 01 января 2015 года составила 8397000 рублей.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход, обосновав отказ от использования доходного и затратного подходов.
В рамках сравнительного подхода экспертом использовался метод сравнения продаж, проведен анализ рынка в тех его сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемого объекта, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объекта оценки. Подобрано 5 аналогов по своим характеристикам, по местоположению и по назначению в наибольшей степени соответствующих объекту оценки.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения, где проанализирован каждый сравниваемый объект-аналог, выявленные отличия откорректированы, с приведением обоснований применения этих корректировок.
Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов экспертом получена из объявлений о продаже имущества, размещенных на общедоступном Интернет-сайте https://www.avito.ru, архиве бесплатных объявлений, что подтверждается представленными в заключении скрин-шотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о дате публикации этих объявлений, а также необходимую информацию о местоположении, категории, размере, стоимости объекта и иных характеристиках.
Объекты, отобранные в качестве аналогов в рамках сравнительного подхода, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки, срок экспозиции на рынке май, июнь, август, октябрь, ноябрь 2014 года, и с момента публикации предложений по продаже актуальны на дату оценки.
Оснований сомневаться в обоснованности выводов эксперта относительно рыночной стоимости оцениваемого земельного участка у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, не представлено.
Размер рыночной стоимости земельного участка, определенный заключением судебной экспертизы по состоянию на 01 января 2015 года, сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Значительное же отличие от кадастровой стоимости земельного участка величины рыночной стоимости этого участка, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
На основании изложенного, административный иск Савченко В.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года, подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением судебной экспертизы - 8397000 рублей.
Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае административный истец Савченко В.М. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 15 августа 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Савченко В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерству имущественных отношений Ставропольского края об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:08:040402:88, площадью 34 218 кв.м,
из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Светлоград, ул. Транспортная, 23, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 8397000 рублей (восемь миллионов триста девяносто семь тысяч рублей).
Заявление Савченко В.М. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в суд 15 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.