Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н. Кочуковой
судей Н.В. Пестовой, Т.А. Разуваевой
при секретаре С.А. Никитченко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Босенко В. А. на решение Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 июля 2016 года по иску Босенко В. А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, объяснения представителей ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Ю.А. Струевой, действующей на основании доверенности от 19.02.2016 г., представителя Министерства обороны А.М. Пак, действующей на основании доверенности от 22.09.2015 г., судебная коллегия
установила:
Босенко В.А. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Требования мотивировала тем, что является нанимателем комнаты, расположенной в квартире "адрес" на основании обменного ордера от 02.12.1994 года. С момента вселения в спорное жилое помещение имеет постоянную регистрацию, до настоящего времени в нем проживает и несет расходы по его содержанию. В августе 2015 года администрация г.Комсомольска-на-Амуре отказала в приватизации данной комнаты в связи с тем, что спорное жилое помещение не относится к муниципальному фонду и на балансе города не значится. Согласно ответу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации спорная комната является собственностью РФ и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации. Со ссылкой на Закон РФ "О приватизации жилищного фонда РФ" просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанное выше жилое помещение.
Определениями суда от 29.02.2016 года и 26.04.2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: муниципальное образование городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 04 июля 2016 года исковые требования Босенко В.А. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Босенко В.А. просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, постановленное с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что спорное жилое помещение не является служебным, поскольку доказательств тому материалы дела не содержат. Полагает, что отношения по пользованию спорным жилым помещением носят социальный характер. Действующим законодательством не урегулирован порядок реализации ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации функций по передаче квартир в собственность граждан в порядке приватизации. Поскольку фактически спорное жилое помещение не имеет статуса служебного, то оно подлежит приватизации согласно действующему законодательству.
Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы не поступило.
В заседание суда апелляционной инстанции Босенко В.А., представители администрации г. Комсомольска-на-Амуре не явились, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
Представители ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ Струева Ю.А. и Министерства обороны Пак А.М. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, указывая на его законность и обоснованность. Апелляционную жалобу просили оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что по обменному ордеру N от 02.12.1994 года Босенко В.А., предоставлена для проживания одна изолированная комната в трехкомнатной квартире, расположенная в квартире "адрес" в результате обмена на комнату, расположенную в кв. "адрес".
Комната расположенная в кв. "адрес" была предоставлена Босенко В.А. в связи с наличием трудовых отношений с ОАО "КнААПО им. Ю.А.Гагарина" и имела статус служебного помещения.
Комната в кв. "адрес" была отнесена к ведомственному жилищному фонду Министерства обороны РФ.
Из письма ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации от 30.11.2015 года следует, что жилые помещения, расположенные по адресу проживания истца являются государственной собственностью и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно сообщению администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 22.04.2016 года в реестре муниципального имущества городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" объект недвижимости - жилой дом "адрес" не значится. Указанный жилой дом принадлежит Министерству обороны РФ.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
Установив указанные выше обстоятельства дела, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции, принимая во внимание, что закрепленное за Министерством обороны РФ недвижимое имущество, в котором проживает истец, в муниципальную собственность г. Комсомольска-на-Амуре не передано и продолжает находиться в федеральной собственности, обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и достаточно мотивированы судом.
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 170-ФЗ) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, возражавших против передачи квартиры в собственность истцу.
Спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
По нормам ранее действовавшего законодательства (статей 28-31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР), основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
Истец не состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещениях; решение о предоставлении ей спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющими право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось.
Спорное жилое помещение предоставлено Босенко В.А. в качестве служебного.
В силу ст.101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно ст.105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу ст.47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункта "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебного уполномоченным органом не принималось.
Ссылка в жалобе о том, что спорное жилое помещение не является служебным и на отсутствие в деле доказательств, подтверждающих принятие уполномоченным органом решения о присвоении спорной квартире статуса служебного, в связи с чем истец имеет право на приватизацию спорной комнаты необоснованна, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право собственности в порядке приватизации, законодательство не содержит.
Фактически доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы привести или привели к принятию неправильного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 июля 2016 года по делу по иску Босенко В. А. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Хабаровскому краю, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без изменения, апелляционную жалобу Босенко В. А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Н.В. Пестова
Т.А. Разуваева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.