Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Шиловой О.М.,
судей Дорожко С.И., Романовой И.А.,
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона к ООО "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к совершению действий по оборудованию жилого дома по "адрес", приборами учета,
по апелляционной жалобе ответчика ООО "ГУЖФ" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2016г.,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона - Паниди О.О., судебная коллегия
установила:
Военный прокурор обратился с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование указал, что проведенной проверкой исполнения должностными лицами ООО "Главное управление жилищным фондом" требований законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве, при оборудовании жилого дома "адрес" общедомовыми приборами учета горячего и холодного водоснабжения, электроснабжения, отопления. Собственником многоквартирного дома, расположенного по "адрес", является Министерство обороны. С 03.08.2015 г. обязательства по управлению указанным многоквартирным домом приняло ООО "ГУЖФ", на основании договора управления жилищным фондом N, заключенного 27.07.2015 г. с Минобороны России. Проверкой установлено, что в указанном многоквартирном доме ни собственниками жилых помещений, ни управляющей компанией до настоящего времени, не принято мер по установке общедомовых приборов учета. Бездействие ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает интересы РФ по стимулированию энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.
Просит обязать ООО "ГУЖФ" в срок до 30 июля 2016 года организовать установку общедомовых приборов учета электрической и тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме по "адрес".
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 28 июня 2016 г. исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона удовлетворены, постановлено:обязать ООО "Главное управление жилищным фондом" установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, холодного водоснабжения в жилом доме по "адрес" обеспечить ввод указанных приборов в эксплуатацию. Установить срок исполнения решения суда 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ООО "ГУЖФ" с решением суда не согласна, просит его отменить как незаконное и необоснованное, по тем основаниям, что ответчик управляет указанным домом, но не является его собственником, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по установке приборов учета. Установка коллективных приборов учета потребления ресурсов относится к работам по капитальному ремонту многоквартирного дома, что находится в ведении собственников жилого дома, которые не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Считает, что позиция суда о сроках исполнения решения суда не обоснована, не основана на процессуальных нормах, поскольку решение вопроса об установке общедомовых приборов учета должно производиться сообща с ресурсноснабжающими организациями, на основании договоров, которые еще не заключены. Кроме того, данные организации не были привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц. Решение суда, не связанное с передачей имущества, исполняется по общим правилам вступления решения суда в законную силу в порядке исполнительного производства.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, выслушав представителя истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ N от 27.07.2015 г., Министерство обороны РФ (заказчик), выполняющее полномочия собственника жилищного фонда, и ООО "Главное управление жилищным фондом" (управляющая организация), заключили договор, согласно которому Заказчик передает Управляющей организации в управление и эксплуатацию жилищный фонд, указанный в Перечне жилищного фонда, а управляющая организация принимает в управление жилищный фонд и обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, упомянутым в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
В состав переданного ответчику жилищного фонда под пунктом 101 включен многоквартирный дом "адрес".
Как следует из материалов проверки военной прокуратуры Хабаровского гарнизона исполнения ООО "ГУЖФ" требований жилищно-коммунального законодательства, в указанном прокурором многоквартирном доме отсутствуют общедомовые приборы учета тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, что не оспаривалось ответчиком.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 157, 161 ЖК РФ, ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений многоквартирных домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307, оценив в совокупности установленные обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел к выводу, что собственниками помещений многоквартирного дома не решен вопрос об установке общедомовых приборов учета, в связи с чем, управляющая организация, представляя интересы собственников перед ресурсоснабжающими организациями, должна организовать работы по установке общедомовых приборов учета.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которым правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, всем представленным сторонами доказательствам в совокупности, дана надлежащая оценка, по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о включении расходов на установку общедомовых приборов учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по обеспечению установки приборов учета, отклоняются судебной коллегией.
В силу п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст.162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Как следует из ч.ч. 3 - 6 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники зданий, сооружений, жилых домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение указанных объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно подпункту "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем.
Согласно подп. "и", "к" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении, мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета воды в многоквартирном доме возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу изложенного, а также исходя из условий договора управления, ответчик как управляющая компания, осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов. В связи с чем, несмотря на отсутствие решений собственников, управляющая компания должна была принять меры по установке общедомовых приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако возложенная законом обязанность ответчиком не исполнена.
Доводы апелляционной жалобы о неправомерном установлении судом срока исполнения решения основаны на неправильном толковании норм процессуального права. Судом принято решение по заявленным истцом требованиям, с учетом положений ст. 206 ГПК РФ. При наличии оснований, в случае недостаточности установленного срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о не привлечении судом к участию в деле ресурсноснабжающих организаций является несостоятельным, поскольку суд не возлагал какую-либо обязанность на конкретные ресурсноснабжающие организации, состав которых может изменяться. Правоотношения с соответствующими ресурсноснабжающими организациями должны возникнуть по инициативе ответчика в процессе исполнения решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними, направлены на переоценку доказательств, обусловлены субъективным толкованием действующего законодательства. С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 28 июня 2016г. по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора Хабаровского гарнизона к ООО "Главное управление жилищным фондом" о понуждении к совершению действий по оборудованию жилого дома по "адрес", приборами учета оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "Главное управление жилищным фондом" - без удовлетворения.
Председательствующий: Шилова О.М.
Судьи: Дорожко С.И.
Романова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.