Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Г.Н. Кочуковой
судей Н.В. Пестовой, И.В. Сенотрусовой
при секретаре С.А. Никитченко
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе АО "Федеральная пассажирская компания" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 03 августа 2016 года по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности.
Заслушав доклад судьи Н.В. Пестовой, прокурора Е.В. Максименко, судебная коллегия
установила:
Хабаровский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском о возложении на АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что Хабаровской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности. В ходе проверки установлено, что ответчик разработал и направил на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов, включающую в себя багажный вагон N, модель 61-4185, находящегося на балансе Вагонного участка Хабаровск, структурного подразделения АО "ФПК". Багажному вагону N Росжелдор присвоена первая категория степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства и его возможных последствий. Срок проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов в отношении указанного выше багажного вагона, установленный п.5.7. Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. N 43, истек 05.02.2015 года. В нарушение требований законодательства ответчик разработал и направил на утверждение план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон до поступления информации о присвоении категории багажного вагона и без проведения оценки уязвимости и утверждения ее результатов. Заключением Росжелдора от 01.10.2014 года ответчику отказано в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности на группу вагонов N. В нарушение п.1 ст.4 Федерального закона "О транспортной безопасности", п.5.8. Требований по обеспечению транспортной безопасности план обеспечения транспортной безопасности на багажный вагон, с момента присвоения категории безопасности, не разработан и не направлен на утверждение в Росжелдор. Срок по разработке, утверждению и реализации мер, предусмотренных планом обеспечения транспортной безопасности багажного вагона N, истек 05.08.2015 года. Ненадлежащее исполнение законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности может повлечь за собой угрозу применения к категорированным транспортным средствам-вагонам актов незаконного вмешательства, а также свидетельствуют о недостаточной защищенности транспортных средств.
Решением Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 03 августа 2016 года исковые требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.
На АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение Федеральное агентство железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации план обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство багажный вагон N, модель 61-4185, реестровый N.
На АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала возложена обязанность в течение трех месяцев с момента утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство багажный вагон N, модель 61-4185, реестровый N его реализовать.
Взыскать с АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ " Город Хабаровск" в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на незаконность, необоснованность судебного акта. Указывает на то, что субъекты транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и реализовать меры, предусмотренные планом обеспечения транспортной безопасности, в отношении транспортных средств (железнодорожного подвижного состава, осуществляющего перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности). Изменения, внесенные в Федеральный закон от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.) "О транспортной безопасности" установили, что субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики, в частности АО "Федеральная пассажирская компания" перестали нести обязанности по осуществлению мероприятий по обеспечению транспортной безопасности вагонов, не производящих перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности. Спорный багажный вагон не относится ни к подвижному составу, осуществляющему перевозку пассажиров, ни к подвижному составу, осуществляющим перевозку грузов повышенной опасности. Требования о разработке и направлении на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности на транспортное средство - багажный вагон, противоречит требованиям Федерального закона N 16-ФЗ.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители АО "Федеральная пассажирская компания", управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ДФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, о явке извещались по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, просьб об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч.3 ст.167 ГПК РФ в их отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор ФИО3 просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с п.4 ст.1 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
К транспортным средствам в силу п.11 ст.1 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" относятся устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу приведенных норм АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала, являясь собственником транспортного средства - багажный вагон N, обязана обеспечивать транспортную безопасность, т.е. реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства. Под актами незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающий безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п.1 ст. 1 ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального Закона Российской Федерации "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта России от 11.02.2010 года N 34 утвержден порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому обязанность по разработке плана возложена на субъект транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.п. 5.7 и 5.8 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных приказом Минтранса России от 08.02.2011 N 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Как установлено судом, результаты оценки уязвимости транспортного средства багажного вагона N, утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта 12.03.2015 года.
На основании изложенных норм и установленных фактических обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на ответчика обязанности разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - багажного вагона N.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст.2 ФЗ от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Во исполнение п.1 ст. 9 ФЗ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" приказом Министерства транспорта РФ от 11 февраля 2010 года N 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Согласно пункту 2 указанного Порядка план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Из материалов дела следует, что после установления результатов оценки уязвимости транспортного средства - багажного вагона N ответчиком не приняты меры по разработке плана обеспечения транспортной безопасности и направлению для утверждения, что влечет за собой угрозу актов незаконного вмешательства и свидетельствует о недостаточной защищенности транспортного средства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела и закону, основанными на правильном применении материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, а также основаны на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения исходя из доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 03 августа 2016 года по делу по иску Хабаровского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Федеральная пассажирская компания" в лице Дальневосточного филиала - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции, в президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий Г.Н. Кочукова
Судьи Н.В. Пестова
И.В. Сенотрусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.