Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи: Чемякиной И.А.
судей: Иском Е.П., Поздняковой О.Ю.
при секретаре: Павловой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 ноября 2016 года административное дело по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Отделу судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства N от 22 июня 2016 года,
по апелляционной жалобе УФССП России по Хабаровскому краю на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 августа 2016 года,
заслушав доклад судьи Чемякиной И.А., пояснения представителя ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ Рыкуновой И.А., представителя УФССП РФ по Хабаровскому краю Царик Н.Ю.,
УСТАНОВИЛА:
ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании постановления Межрайонной ИФНС N 12 по Приморскому краю N от 25.01.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя от 22.06.2016 в отношении него возбуждено исполнительное производство N о перечислении на расчетный счет N задолженности по обязательным платежам на сумму 22 922, 33 рублей.
Как указано в решении N от 25.01.2016, налоговым органом приняты меры о взыскании за счет имущества в связи с неисполнением Учреждением требования N от 15.07.2015 об уплате налога, сбора, пени, штрафов, а так же неисполнения решения о бесспорном взыскании задолженности за счет денежных средств на лицевых счетах организации.
Считает, что у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства, поскольку исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов и следовало вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на 8 части 1 статьи 31 Закона об исполнительном производстве.
Согласно Уведомлению о приостановлении операций по расходованию средств от 13.01.2016 Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, решение налогового органа N от 25.09.2015, вынесенное на основании требования N направлено налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения. Информация об отзыве данного решения из Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю в Учреждении отсутствует.
Таким образом, налоговый орган, направляя в ОСП по Кировскому району города Хабаровска исполнительный документ в связи с неисполнением Учреждением требования об уплате налога, сбора, пени, штрафов, дважды взыскивает сумму пени, при этом порядок взыскания предусмотрен только Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Учреждение просило признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства N от 22 июня 2016 года.
Определением судьи Кировского районного суда города Хабаровска от 12 июля 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 26 августа 2016 года административное исковое заявление ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России удовлетворено, постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району города Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о возбуждении исполнительного производства N от 22 июня 2016 года признано незаконным.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица УФССП России по Хабаровскому краю Царик Н.Ю. просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права при неверном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы указывает, что административный истец к публично-правовому образованию не относится, соответственно в отношении него должны применяться положения, предусмотренные пунктом 13 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым, в случае если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Судом первой инстанции не учтены доводы судебного пристава-исполнителя о том, что на момент получения исполнительного документа в отношении должника у судебного пристава-исполнителя имелась информация о наличии у должника счетов в банках, в том числе открытых в Дальневосточном ГУ Банка России, в связи с чем, у него имелись основания для возбуждения исполнительного производства.
Письменных возражений на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что постановления старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Право на обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов содержатся так же в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Судом первой инстанции установлено, что 21.07.2015 в адрес ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России поступило требование об уплате в срок до 04.08.2015 налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 15.07.2015 N на общую сумму 22 922, 33 рубля.
В связи с неисполнением требования от 15.07.2015 решением Межрайонной ИФНС России N 12 по Приморскому краю N от 25.09.2015 постановленопроизвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России отраженных на лицевых счетах налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании о перечислении налога, сбора, пени, штрафа в бюджетную систему Российской Федерации от 15.07.2015 N в размере неуплаченной пени по земельному налогу в сумме 22 922, 33 рубля.
13.01.2016 в адрес ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России Управлением Федерального казначейства по Хабаровскому краю направлено уведомление N о неисполнении вышеуказанного решения о взыскании денежных средств и о приостановлении до момента устранения нарушений осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Кировскому району города Хабаровска от 22.06.2016 на основании исполнительного документа - постановления N от 25.01.2016, выданного Межрайонной ИФНС N 12 по Приморскому краю, вступившего в законную силу 25.01.2016, в отношении должника ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России возбуждено исполнительное производство N о взыскании налогов и сборов, включая пени в размере 22 922, 33 рубля.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пунктов 2, 3 статьи 239, главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 46, части 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах", части 2 статьи 1, статьи 2, части 1 статьи 12, части 1 статьи 30, пункта 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункта 3.1 Методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной службы судебных приставов от 23.03.2006 N 33, пришел к выводу, что судебные приставы-исполнители должны принимать к исполнению исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней и исполнять их за счет средств, находящихся на счетах должников в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, соответственно, при обращении в службу судебных приставов с постановлением о взыскании налога, сбора, пени штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, налоговым органом должна предоставляться информация о наличии у должника счетов, открытых Банках.
Ввиду того, что в данном случае на момент получения исполнительного документа в отношении ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" судебному приставу-исполнителю вышеуказанная информация представлена не была, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для возбуждения исполнительного производства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считая их обоснованными.
Порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц регулируется Законом "Об исполнительном производстве". В преамбуле к нему сказано, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством.
Указанная норма корреспондирует с положениями статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на бюджетные средства, осуществляется в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации, регламентировано статьей 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решения налогового органа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного учреждения - должника, направляется налоговой инспекцией в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, минуя судебных приставов-исполнителей (пункт 5 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Пунктом 3.1 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах указанного налогоплательщика (налогового агента) - организации.
Согласно Уставу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - некоммерческая организация, учредителем которой является Российская Федерация.
Учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной главным распорядителем бюджетных средств.
Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом.
Учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность. Имущество Учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 83-ФЗ от 08.05.2010), финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Казенные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства или финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (пункт 4 статьи 161, статья 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Положения Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" имеют приоритет над нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Должник ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России является бюджетным учреждением.
При обращении к судебному приставу-исполнителю со стороны взыскателя не были предоставлены надлежащие сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества, на которое может быть обращено взыскание, наличие счетов в кредитных (сберегательных) учреждениях, сведения о ведении коммерческой деятельности и получении дохода, помимо лимита бюджетных средств, вследствие чего судебным приставом-исполнителем должно было быть отказано в возбуждении исполнительного производства на основании положений пункта 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающего, что обращение взыскания на денежные средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производятся.
В связи с указанным, вывод суда о необходимости удовлетворения административного иска является правильным, решение суда - законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что у судебного пристава-исполнителя имелась информация о наличии у ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России счетов в банках, в том числе открытых в Дальневосточном главном управлении Центрального банка Российской Федерации, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не подтверждены материалами дела, отсутствуют сведения о наличии счетов, открытых не в органах федерального казначейства, а в иных кредитных (сберегательных) учреждениях.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Таким образом, оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 26 августа 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации к Отделу судебных приставов по Кировскому району города Хабаровска, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю о признании незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства N от 22 июня 2016 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу УФССП России по Хабаровскому краю - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в Президиум Хабаровского краевого суда.
Председательствующий: И.А. Чемякина
Судьи: Е.П. Иском
О.Ю.Позднякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.