Апелляционное определение Приволжского окружного военного суда Самарской области от 08 ноября 2016 г. по делу N 33а-362/2016
Приволжский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Яицкого Р.А.,
судей: Сафонова К.С.,
Семенова О.М.,
при секретаре Масловой О.В., с участием административного истца Широбоковой М.П. и её представителя Балтина А.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Широбоковой М.А. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 9 августа 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшей военнослужащей Широбоковой М.П. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Пермь) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 9 сентября 2015 года N об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Яицкого Р.А., изложившего обстоятельства дела, содержание принятого по делу судебного решения, доводы апелляционной жалобы и поданных на неё возражений, объяснения административного истца Широбоковой М.П. и её представителя Балтина А.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
установил:
в соответствии с решением начальника отделения (территориальное, г. Пермь) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации) от 9 сентября 2015 года N Широбоковой отказано в заключении договора социального найма на предварительно распределённое жилое помещение, расположенное по адресу: Московская обл., г. М., "адрес" и она снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Считая свои права нарушенными, Широбокова обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать указанное решение незаконным, обязать названное должностное лицо восстановить её на соответствующем учёте и передать ей в собственность распределённое жилое помещение.
Пермский гарнизонный военный суд решением от 9 августа 2016 года в удовлетворении данного административного иска отказал.
Не согласившись с таким решением суда, считая его незаконным и необоснованным, Широбокова подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного искового заявления.
В обоснование апелляционной жалобы Широбокова указывает, что судом первой инстанции оставлены без внимания обстоятельства, связанные с характером её взаимоотношений с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. И., "адрес" а также обстоятельства вселения в него несовершеннолетних детей собственника.
По мнению Широбоковой, суд пришёл к неправильному выводу об отсутствии у неё права на получение жилого помещения по договору социального найма, так как при вселении в 1978 году в указанное жилое помещение, предоставленное её матери от завода, а не от государства, административный истец была несовершеннолетней, в силу чего не являлась нанимателем этого жилого помещения.
Необоснованным находит Широбокова и вывод суда о том, что приватизация данной квартиры произошла исключительно по её воле, поскольку К. Т.С. была вселена в эту квартиру в качестве члена семьи нанимателя и приобрела равные с ним права, которые впоследствии реализовала с согласия административного истца.
Таким образом, приходит к собственному выводу Широбокова, у неё отсутствует обязанность по сдаче жилого помещения, в котором, кроме того, в настоящее время проживают несовершеннолетние дети собственника и общая площадь которого на каждого проживающего составляет менее учётной нормы. Вместе с тем, считает Широбокова, избрание после увольнения с военной службы иного места жительства является самостоятельным основанием для признания военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
В заключение жалобы Широбокова отмечает, что факт её нуждаемости в улучшении жилищных условий установлен решением Уфимского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2014 года, которое в данном случае должно иметь преюдициальное значение.
На апелляционную жалобу представителем начальника отделения (территориальное, г. Пермь) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации Баяндиной А.Б. поданы возражения, в которых она, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить её без удовлетворения, а решение суда - без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, заслушав объяснения прибывших в суд лиц, суд апелляционной инстанции находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным.
Вопреки утверждению в жалобе, гарнизонный военный суд принял решение на основе установленных в судебном заседании фактических данных и в соответствии с нормами действующего законодательства, приведя в обоснование своих выводов надлежащую аргументацию.
На основании исследованных судом первой инстанции доказательств установлено, что в 1978 году матери Широбоковой на состав семьи два человека (сама мать и её дочь) Исполнительным комитетом трудящихся Октябрьского района города И., то есть за счёт государства, была предоставлена однокомнатная квартира общей площадью 37,4 кв.м, расположенная по адресу: г. И., "адрес", в которой административный истец зарегистрирована по настоящее время. В 1986 году мать умерла, в связи с чем Широбокова стала единственным квартиросъёмщиком. В 1996 году в указанную квартиру в качестве членов семьи нанимателя были вселены гражданка К. Т.С. и её сын, 1996 г. рождения (в 2000 году был снят с регистрационного учёта). В 2006 году с согласия Широбоковой данное жилое помещение было передано в собственность К. Т.С. в порядке приватизации. В апреля 2013 года по данному адресу были зарегистрированы ещё два сына К. Т.С. 1998 и 2001 годов рождения, соответственно, которые как и она сама являются собственниками иных жилых помещений в городе И ... В связи с обеспеченностью жильём менее учётной нормы - 10 кв.м на одного человека (решение Городской думы города Ижевска от 28 июля 2005 года N 349) в июне 2013 года Широбокова была принята на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установилосновы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильём, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК Российской Федерации), согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК Российской Федерации и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК Российской Федерации порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права на жилище определён в ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Приведённые нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права, так и дополнительные обязанности.
Из положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жильё военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, к которым относится административный истец, признанным нуждающимися в жилых помещениях, осуществляется путём предоставления федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения либо жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Предоставляя определённой в этих нормах закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), законодатель возлагает на федеральный орган исполнительной власти по предоставлению им такого жилья только один раз за всё время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильём для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Анализ приведённых выше правовых норм позволил суду первой инстанции прийти к обоснованным выводам о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении предусмотренного ст. 53 ЖК Российской Федерации срока.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильём возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК Российской Федерации.
Вопреки ошибочному мнению Широбоковой, в данном случае не является самостоятельным основанием для признания её нуждающейся в получении жилого помещения и избрание постоянного места жительства.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание гражданами постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений.
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по льготному основанию и перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Положение закона, предусматривающее представление военнослужащими при получении жилого помещения по избранному месту жительства документов об освобождении жилого помещения, основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилья от государства и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что Широбокова просила предоставить ей в избранном постоянном месте жительства жилое помещение с оставлением ранее предоставленной ей от государства квартиры другим лицам.
Таким образом, Широбокова, обеспеченная за счёт государства жилым помещением по установленным нормам, поставила перед жилищным органом вопрос о предоставлении ей ещё одного жилого помещения из государственного жилищного фонда, что не основано на законе. То обстоятельство, что жилое помещение было предоставлено Широбоковой как члену семьи её матери, как и последующее вселение в это жилое помещение её знакомой и несовершеннолетних детей последней, не является основанием для повторного обеспечения административного истца жильём в другом населённом пункте за счёт государства.
Действия Широбоковой, повлекшие за собой правовое закрепление указанного жилого помещения за иными лицами и лишившие её в дальнейшем права претендовать на свою долю в нём, безусловно, свидетельствуют о добровольности распоряжения административным истцом полученным за счёт государства жильём, что по смыслу действующего законодательства лишает её права на получение такового повторно в порядке реализации Федерального закона "О статусе военнослужащих", о чём к правильному выводу пришёл гарнизонный военный суд.
Именно по указанным выше причинам, как следует из решения начальника отделения (территориальное, г. Пермь) ФГКУ "Центррегионжильё" МО Российской Федерации от 9 сентября 2015 года N, Широбоковой было отказано в заключении договора социального найма и она была снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции.
В апелляционной жалобе административный истец указывает, что в нарушение ч. 2 ст. 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции не принял во внимание вступившее в законную силу решением Уфимского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2014 года.
Между тем, как правильно указал суд, обстоятельства, установленные указанным решением, не имеют преюдициального значения для настоящего спора, поскольку предметом рассмотрения являлось иное решение жилищного органа.
При таких обстоятельствах не согласиться с решением суда первой инстанции оснований не имеется, а приведённые в апелляционной жалобе доводы не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Приволжский окружной военный суд
определил:
решение Пермского гарнизонного военного суда от 9 августа 2016 года по административному делу по административному исковому заявлению бывшей военнослужащей Широбоковой М.П. об оспаривании решения начальника отделения (территориальное, г. Пермь) Федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 9 сентября 2015 года N об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Широбоковой М.П. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.А. Яицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.