Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе
председательствующего Топоева А.С.,
судей Морозовой В.Н., Прониной А.В.,
при секретаре Изместьевой О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 ноября 2016 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Бейского района Республики Хакасия Благовой О.Ю. на решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 28 июля 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Золотухиной Е.П. к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, Государственному казенному учреждению Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Бейского района" о признании права на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Прониной А.В., объяснение прокурора Пименовой Е.А., представителя истца Синкиной Ю.Д., поддержавших доводы апелляционного представления, представителей ответчиков Герасимовой М.И., Знаменского С.Л., выразивших согласие с решением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Бейского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах Золотухиной Е.П. к Министерству труда и социального развития Республики Хакасия, администрации Бейского района Республики Хакасия о признании права на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, обязании предоставить единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Требования мотивировал тем, что Золотухина Е.П. является вдовой умершего участника и ветерана Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия от 25.12.2015 года N 289/А она признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет для получения субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку проживает в доме общей площадью N кв.м., в котором зарегистрированы и проживают пять человек, в связи с чем на одного человека приходится 12,5 кв.м., что ниже учетной нормы, равной 18 кв.м. на одного человека. Полагал, что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем.
Определением Бейского районного суда от 12.07.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление социальной поддержки населения Бейского района" (далее - ГКУ РХ "УСПН Бейского района").
Определением Бейского районного суда от 12.07.2016 года прекращено производство по делу в части исковых требований к администрации "адрес" в связи с отказом прокурора "адрес" Республики Хакасия от предъявленных к данному ответчику исковых требований.
В судебном заседании прокурор Бейского района Благова О.Г. и представитель истца Байкалова О.А. исковые требования поддержали с учетом их уточнения.
Представитель ответчика Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Герасимова М.И. исковые требования не признала, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.04.2010 года N 190 "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления субсидий либо осуществления единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилых помещений отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов" уполномоченным органом по формированию списков граждан, имеющих право на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с действующим законодательством, и предоставлению им субсидий либо осуществлению единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилья определены Министерство труда и социального развития Республики Хакасия и территориальные управления социальной поддержки городских округов и муниципальных районов. От ГКУ РХ "УСПН Бейского района" список лиц, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в Министерство труда и социального развития Республики Хакасия не поступал. В связи с чем, вдова участника Великой Отечественной войны Золотухина Е.П. в очереди на улучшение жилищных условий не состоит. Кроме того, предоставление субсидий либо осуществление единовременных денежных выплат на приобретение или строительство жилого помещения гражданам производится в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах средств федерального бюджета, распределяемых республике, в соответствующем финансовом году.
Представитель ответчика ГКУ РХ "УСПН Бейского района" Знаменский С.Л. исковые требования не признал, поскольку Золотухиной Е.П. было отказано во включении в списки на получение субсидии либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с тем, что она в 2010 году продала принадлежащий ей жилой дом, в котором проживают она, ее внучка с мужем и детьми, что свидетельствует об искусственном ухудшении ею своих жилищных условий.
Дело на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в отсутствие истца Золотухиной Е.П.
Суд постановилрешение об отказе в удовлетворении исковых требований, с чем не согласен прокурор Бейского района Республики Хакасия Благова О.Г.
В апелляционном представлении приводя доводы аналогичные доводам, приведенным в суде первой инстанции, она просит решение отменить. Анализируя положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 года N 258-О-О, выражает несогласие с выводом суда о том, что Золотухина Е.П. намеренно ухудшила свои жилищные условия с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Просила учесть, что истец, не являясь собственником жилого дома, не могла влиять на решение вопроса о вселении в него новых собственников. Кроме того, обращает внимание, что постановление администрации Бейского района, которым истец признана нуждающейся в получении жилья и поставлена на учет, является действующим и подлежит исполнению.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционного представления директор ГКУ РХ "УСПН Бейского района" Знаменский С.Л., представитель Министерства труда и социального развития Республики Хакасия Герасимова М.И. выражают согласие с решением суда.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, письменных возражений относительно него, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" от 07.05.2008 года N 714 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещение совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено в качестве одного из оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - не истечение срока, предусмотренного статьей 53 настоящего Кодекса.
Подпунктом "д" пункта 1 части 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 26.04.2006 года N 14-ЗРХ "О порядке и форме предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений в Республике Хакасия" предусмотрено однократное право на получение жилых помещений за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящихся к членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
Согласно частям 1, 2 статьи 4 названного Закона предоставление гражданам жилых помещений осуществляется путем приобретения жилых помещений в собственность граждан с использованием субсидий.
Предоставление субсидий гражданам производится в порядке очередности исходя из времени принятия на учет и включения в списки на предоставление жилья.
Инвалиды Великой Отечественной войны, участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, имеют первоочередное право на получение субсидии.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Золотухина Е.П. является вдовой участника Великой Отечественной войны.
Золотухина Е.П. проживает по адресу: "адрес" с 16.12.1977 года и зарегистрирована в данном доме по месту жительства.
До 07.07.2010 года жилой дом по вышеуказанному адресу принадлежал Золотухиной Е.П., которая 07.07.2010 года продала его Байкаловой О.А., ФИО11, ФИО12 в общую долевую собственность по 1/3 доле каждому.
Поступление денежных средств в размере "данные изъяты" руб. на счет Золотухиной Е.П. подтверждается справкой от 25.07.2016 года, выданной дополнительным офисом с. Бея ХРФ АО "данные изъяты" и выписками из лицевого счета.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что после отчуждения жилого дома Золотухина Е.П. другое жилое помещение не приобретала, и осталась проживать в данном жилом доме.
По состоянию на 26.07.2016 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Хакасия за ФИО12, зарегистрировано право общей долевой собственности на жилой дом по адресу: "адрес" 1\6 доля в праве (дата государственной регистрации права от 01.03.2016 года) и 1\3 доля в праве (дата государственной регистрации права от 13.07.2010 года); за Коваленко Ю.Ю. на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" 1\6 доля в праве (дата государственной регистрации права от 01.03.2016 года) и 1\3 доля в праве (дата государственной регистрации права от 13.07.2010 года).
Из имеющихся в деле выписок из похозяйственной книги, справок о составе семьи видно, что в жилом доме по адресу: "адрес" зарегистрированы: Золотухина Е.П. с 29.01.2002 года, Байкалова О.А. с 05.06.2013 года, ФИО11 с 05.06.2013 года, ФИО12 с 05.06.2013 года, ФИО13 с 05.06.2013 года.
Постановлением администрации Бейского сельсовета Республики Хакасия N 289/А от 25.12.2015 года Золотухина Е.П. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет для получения субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку она проживает в жилом доме по адресу: "адрес", площадь которого составляет N кв.м. В данном жилом доме зарегистрированы 5 человек, в связи с чем на одного человека приходится 12,5 кв.м., что ниже учетной нормы, установленной постановлением администрации Муниципального образования Бейский сельсовет Республики Хакасия от 24.10.2011 года N 81, в размере 18,0 кв.м. на одного человека.
25.03.2016 года Золотухина Е.П. обратилась в ГКУ РХ "УСПН Бейского района" с заявлением принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилого помещения, в удовлетворении которого отказано в связи с тем, что с момента регистрации по месту жительства в жилом доме по вышеуказанному адресу новых собственников, приходящихся ей родственниками, - с 05.06.2013 года, не прошло пяти лет, а потому она подлежит принятию на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем через пять лет после отчуждения принадлежащего жилого помещения.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что Золотухиной Е.П. в связи с продажей принадлежащего ей жилого дома намеренно ухудшены жилищные условия, но поскольку после его продажи она осталась проживать в нем одна вплоть до 05.06.2013 года, когда в него вселились новые собственники, то установленный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации пятилетний срок необходимо исчислять именно с этой даты, который на момент рассмотрения дела в суде не истек, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен при правильном применении норм материального права и основан на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Оценивая доводы апелляционного представления о том, что пятилетний срок совершения Золотухиной Е.П. намеренных действий по ухудшению жилищных условий необходимо исчислять не с даты регистрации собственников жилого дома по вышеуказанному адресу по месту жительства в нем, а с даты его отчуждения - 07.07.2010 года, судебная коллегия находит их необоснованными, поскольку истец после продажи жилого дома, не приняв мер по приобретению жилья на полученные от продажи дома денежные средства, осталась проживать в нем, и вплоть до вселения иных лиц не нуждалась в улучшении жилищных условий, поскольку площадь данного жилого дома составляет N кв.м.
Именно с момента регистрации по месту жительства иных лиц в количестве 4 человек в жилом доме, где проживает истец, ее жилищные условия были ухудшены.
Доказательств того, что до 05.06.2013 года в указанном жилом доме были зарегистрированы иные лица, стороной истца не представлено.
При этом судебная коллегия считает, что именно регистрация по месту жительства в жилом доме Байкаловой О.А., ФИО11, ФИО12, ФИО13 позволило истцу поставить вопрос о получении единовременной социальной выплаты на приобретение жилья.
Именно эти обстоятельства, а не отчуждение истцом жилого дома, послужили основанием для принятия администрацией Бейского сельсовета Республики Хакасия постановлением N 289/А от 25.12.2015 года о признании Золотухиной Е.П. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет для получения выплаты на приобретение жилого помещения.
При этом, наличие данного постановления само по себе не означает возникновение у Золотухиной Е.П. права на получение такой выплаты без соблюдения установленных статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации ограничений.
Судебной коллегией учитывается и то обстоятельство, что прокурором было заявлено требование о признании за Золотухиной Е.П. права на получение единовременной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и обязании ответчика предоставить единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в то время как согласно части 2 статьи 4 Закона Республики Хакасия "О порядке и форме предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, жилых помещений в Республике Хакасия" такое право реализуется в порядке очередности.
Доказательств того, что Золотухина Е.П. обладает правом на внеочередное получение такой выплаты в соответствии с абзацем 2 вышеуказанной нормы, стороной истца не представлено, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, судебной коллегией отмечается, что доводы апелляционного представления по существу сводятся к переоценке установленных судом первой инстанции обстоятельств, что в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бейского районного суда от 28 июля 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Бейского района Республики Хакасия Благовой О.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий А.С.Топоев
Судьи В.Н.Морозова
А.В.Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.