Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего судьи Илларионовой Л.И.,
судей Кучинского Е.Н., Галановой С.Б.,
при секретаре Даниловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 ноября 2016 года апелляционную жалобу Администрации г.о. "данные изъяты" Н.Н. на решение К. городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" по гражданскому делу по иску Симоновой Н. М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Симоновой К. Е., Симонова М. Е., Симоновой М. Е. к Администрации городского округа "данные изъяты" о признании права пользовании жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности на него в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи Кучинского Е.Н.,
объяснения представителя Администрации г.о. "данные изъяты" Гришиной А.В.,
УСТАНОВИЛА:
Симонова Н.М. действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей, обратилась в суд с иском к Администрации городского округа "данные изъяты" с требованиями о признании ее нуждающейся в жилых помещениях, признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности на него в порядке приватизации. В обоснование иска указала, что она и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы по адресу: "данные изъяты", комната "данные изъяты", площадью 11,6 кв.м. (коммунальная квартира). "данные изъяты" на основании Постановления Г. Муниципального образования " "данные изъяты" Кашира" "данные изъяты" -гп Симоновой Н.М. была предоставлена по договору найма жилого помещения на коммерческих началах ком. "данные изъяты", жилой площадью 10,1 кв.м. расположенная в коммунальной квартире по адресу: "данные изъяты". Этим же постановлением было разрешено совместно с нанимателем Симоновой Н.М. вселение членов ее семьи Симоновой К.Е. "данные изъяты" г.р., сына Симонова М.Е. "данные изъяты" г.р, дочери Симоновой М.Е, "данные изъяты" г. "данные изъяты" для предоставления спорной комнаты послужило заявление Симоновой Н.М., временное положение "О коммерческом найме жилых помещений". "данные изъяты" между Администрацией г.о.Кашира и Симоновой Н.М. был заключен договор найма жилого помещения (на коммерческих началах) на спорную комнату. На момент предоставления указанной комнаты, вместе с истицей в комнате "данные изъяты" "данные изъяты". 11/2 по "данные изъяты" был зарегистрирован ее супруг Симонов Е.А. и несовершеннолетние дети. Истица считает, что за ней и ее несовершеннолетними детьми должно быть признано право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма, т.к. на момент её предоставления она нуждалась в улучшении жилищных условии, поскольку была обеспечена жилой площадью менее учетной нормы. Считает, что договор коммерческого кайма является ничтожным, В связи с тем, что до настоящего времени ей не реализовано право на приватизацию жилого помещения, также намерена приобрести указанное жилое помещение в собственность (л.д. 6-9. 63-66).
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, дополнительно пояснил, что исходя из справок с места работы истицы и её бывшего супруга, К. управления социальной защиты населения, семья Симоновой Н.М. на момент вынесения Постановления о предоставлении комнаты в коммунальной квартире на условиях коммерческого найма была малообеспеченной, что идентично понятию малоимущая. Кроме того, исходя из приходящейся на каждого члена семьи занимаемой площади они нуждались в улучшении жилищных условий. Полагает, что оснований для заключения договора найма жилою помещения на коммерческих началах у администрации района не имелось. Просит признать Симонову Н.М. нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора, то есть на 2008 год.
Решением К. городского суда "данные изъяты" от 26.07.2016г. иск удовлетворен. Суд признал Симонову Н.М. нуждающейся в жилых помещениях. Признал за Симоновой Н.М., Симоновой К.Е., Симоновым М.Е., Симоновой М.Е., право пользования жилым помещением ком. "данные изъяты" жилой площадью 10,1 кв. м. в "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты", на условиях договора социального найма, присоединив указанную комнату в дополнение к занимаемому жилому помещению. Признал за Симоновой Н.М., Симоновой К.Е., Симоновым М.Е., Симоновой М.Е., право общей долевой собственности по 1/4 доли за каждым на жилое помещение по адресу: Московская област, "данные изъяты", ком.7,8 - в порядке приватизации.
Администрация г.о. "данные изъяты", не согласившись с указанным решением, в своей апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, указывает на то, что суд первой инстанции неправильно определилобстоятельства имеющие значение для дела.
Выслушав объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Материалам дела подтверждается, что истица является матерью несовершеннолетних Симоновой К. Е. "данные изъяты" года рождения Симонова М. Е. "данные изъяты" года рождения, Симоновой М. Е. "данные изъяты" года рождения (л.д. 10-12).
Распоряжением Г. К. "данные изъяты" от 18.11.2004г. "данные изъяты"-рг разрешено произвести обмен жилой площади Симоновой Н.M., занимающей с семьей из 4-х человек, жилой площадью 20,91 кв.м. по договору найма (на коммерческих началах) в муниципальной коммунальной "данные изъяты", на комнату, жилой площадью 11,6 кв.м., муниципальной коммунальной "данные изъяты".
"данные изъяты" на основании постановления Г. муниципального образования "городское поселение Кашира" "данные изъяты" п, между Администрацией г.о. Кашира и Симоновой Н.М. заключен договор найма жилого помещения (на коммерческих началах). По условиям данного договора наймодатель предоставляет нанимателю Симоновой Н.М. за плату, во временное владение и пользование, комнату "данные изъяты", жилой площадью 10,1 кв.м., по адресу: "данные изъяты", для проживания. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются члены семьи: дочь Симонова К.Е. 2002 года рождения, Симонов М.Е. 2004 года рождения, дочь Симонова М.Е. 2008 года рождения. Срок действия договора установлен до "данные изъяты" (л.д. 16-20).
Выписками из домовой книги "данные изъяты" подтверждается, что в комнате "данные изъяты" зарегистрированы: наниматель Симонова Н.М., а также несовершеннолетние Симонова М.Е., Симонова К.Е., Симонов М.Е.; в комнатах 2, 3 зарегистрированы: Феоктистова, Феоктистова Е.А.; в комнате "данные изъяты" зарегистрирована Симонова Н.П.; в комнате "данные изъяты",4 - Старостина Е.А., Старостин И.А., Старостин И.И., Дайан О. А., несовершеннолетняя Локтева A.M.; в комнате "данные изъяты" за период с "данные изъяты" по 10.02.2016г. были зарегистрированы Симонов П.А., несовершеннолетняя Симонова Я.П. (л.д. 21,57-62).
Симоновой Н.М. производится оплата жилищно-коммунальных слуг, оказанных по адресу: "данные изъяты", по двум жилым помещениям, что подтверждается выписками по лицевым счетам "данные изъяты" и "данные изъяты" (л.д. 22,23).
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции сослался на ст.35 Конституции РФ, ст.ст.15, 50, 59 ЖК РФ, ст.209 ГК РФ, Федерального Закон от "данные изъяты" N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", Закон РФ от 04.07.1991г. "данные изъяты" "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд установилна то, что решением Совета депутатов К. "данные изъяты" "данные изъяты" от "данные изъяты", действующего по состоянию на ноябрь 2008 г., то есть на момент заключения договора, норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 12 до 18 квадратных метров на одного человека. Этим же решением установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека, которая составляет 8 кв.м. общей площади жилого помещения.
Исходя из выписки по лицевому счету "данные изъяты" общая жилая площадь помещения, занимаемого истцом с несовершеннолетними детьми, составляет 25.75 кв.м. Таким образом, при обращении с заявлением к ответчику на Симонову Н.М. и членов её семьи приходилось по 6.44 кв.м. на каждого, где 2.9 кв.м. на каждого составляло жилое помещение.
Положениями Федерального Закона от "данные изъяты" N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" установлено, что расчет среднедушевого дохода семьи для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения но месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный расчет производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
По сообщению К. управления социальной защиты населения Министерства социального развития "данные изъяты" семья, Симоновой Н.М. состояла на учете как малообеспеченная и получала ежемесячное пособие на детей Симонова М.Е. и Симонову К.Е. в 2007 г. в размере 300 руб. и в 2008 году в размере 1000 руб. на каждого ребенка (л.д. 47).
Суд пришел к выводу, что на момент освобождения жилого помещения и обращения к ответчику с заявлением, Симонова Н.М. с несовершеннолетними детьми могли быть признаны в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, поскольку обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее нормы предоставления.
Так же суд пришел к выводу, что договор коммерческого найма заключенный между сторонами является ничтожным, так как заключение договора от "данные изъяты" не могло повлиять на улучшение жилищных условий семьи, поскольку носит краткосрочный характер, предоставляется жилое помещение на возмездной основе. То есть, спорное жилое помещение обязаны были предоставить на условиях социального найма в силу прямого указания закона.
Произвольное распространение режима коммерческого найма на жилые помещения в домах, составляющих государственный жилищный фонд, которые фактически были ранее заселены на условиях социального найма, найма специализированного жилого помещения, недопустимо.
С указанным выводом суда первой инстанции согласиться нельзя, так как суд первой инстанции не учел, что до совершения обмена комнатами в 2004 году, истица занимала жилое помещение по договору коммерческого найма, что не отрицалось сторонами. При этом истице в 2004 году не могла быть предоставлена жилая площадь на условиях социального найма, так как истица не стояла в очереди на получение жилого помещения по договору социального найма. Истица имела возможность с согласия Администрации обменять жилую площадь занимаемую на условиях коммерческого найма только на жилую площадь по договору коммерческого найма. Позднее, продолжая занимать комнату "данные изъяты" по договору коммерческого найма, истица имела право получить освобожденную комнату "данные изъяты" в "данные изъяты", МО, только на основании договора коммерческого найма, так как на 2008 года не стояла в очереди на улучшение жилого помещения и не была признана малоимущей.
Судебная коллегия считает, что признать истицу нуждающейся в улучшении жилого помещения на 2008 год невозможно, так как истица с данным заявлением в Администрацию не обращалась, документы не предоставляла и уполномоченный орган не принимал решения по обращению истицы. При удовлетворении указанного требования правовые основания для истицы не наступят, так как истица занимает жилое помещение по договору коммерческого найма. Комната "данные изъяты" и комната "данные изъяты", предоставлена истице по договору коммерческого найма.
В соответствии с ч.1 ст.59 Жилищного кодекса РФ, освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире, в которой проживают несколько нанимателей и (или) собственников, на основании их заявления предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам, если они на момент освобождения жилого помещения признаны или могут быть в установленном порядке признаны малоимущими нуждающимися в жилых помещениях.
Для заключения договора социального найма, в отличие от договоре коммерческого найма, необходимо наличие обязательных предпосылок предусмотренных законодательством (принадлежность к категории малоимуг нуждаемость и т.д.), при отсутствии которых договор социального найма заключается, а заключенный договор может быть признан недействительным.
Согласно ст.49 ЖК РФ, малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежало налогообложению.
На момент заключения договора найма жилого помещения (на коммерческих началах) у Симоновой Н.М. не имелось оснований для оформления договора социального найма, поскольку с заявлением в органы местного самоуправления она не обращалась, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не стояла и не была признана малоимущей, в связи, с чем с ней был заключен договор найма жилого помещения на коммерческих началах.
Доказательств обращения истицы в администрацию городского округа Кашира по вопросу признания ее малоимущей в материалы дела не представлено.
Удовлетворяя исковые требования Симоновой Н.М. суд первой инстанции исходил из ничтожности договора коммерческого найма жилого помещения, между материалы дела не содержат судебного акта, отменяющего условия данного договора.
Судебная коллегия, учитывая изложенное, приходит к выводу, что так как истица занимала комнату "данные изъяты" на условиях коммерческого найма, то освободившаяся комната "данные изъяты" не могла быть предоставлена по договору социального найма.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Симоновой Н.М. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.193-199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение К. городского суда "данные изъяты" от "данные изъяты" отменить, постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Симоновой Н. М., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Симоновой К. Е., Симонова М. Е., Симоновой М. Е. к Администрации городского округа "данные изъяты" о признании права пользовании жилым помещением на условиях социального найма и признании права собственности на него в порядке приватизации, отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.