Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Чиченевой Н.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Саховаровой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 2 ноября 2016 года апелляционную жалобу ЗапО.го О. Л. на решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 20 июля 2016 года по делу по административному иску ЗапО.го О. Л. к ФГБУ "ФКП Росреестра" об оспаривании отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А.,
объяснения представителя Запольского О.Л. - Авдеева А.В.,
установила:
Запольский О.Л. обратился в суд с административным иском к ФГБУ "ФКП Росреестра" о признании незаконным отказа в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2188 кв. м, расположенного по адресу: "данные изъяты", и возложении на административного ответчика обязанности установить кадастровую стоимость в отношении данного земельного участка (л.д. 32-34).
Свои требования административный истец мотивировал тем, что он является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды "данные изъяты" от 20 апреля 2016 года. В государственный кадастр недвижимости не внесена кадастровая стоимость земельного участка, что препятствует его дальнейшему выкупу. На данном земельном участке расположен сенопункт, площадью 972 кв. м, собственником которого является истец.
18 мая 2016 года административный истец обратился к административному ответчику в лице филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Московской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, но получил отказ, изложенный в письме от 7 июня 2016 года, в котором указано, что рассчитать кадастровую стоимость земельного участка не представляется возможным в связи с отсутствием удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения Орехово-Зуевского района.
Данный отказ Запольский О.Л. считает незаконным, поскольку в случае отсутствия среднего удельного показателя кадастровой стоимости по муниципальному образованию применяется средний удельный показатель по субъекту Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца Авдеев А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Шестопалов М.В. иск не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление (л.д. 46-47).
Представитель заинтересованного истца - Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области - Зайцева О.В. оставила решение по делу на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области - в суд не явился, уведомлен надлежащим образом, возражений не представил.
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 20 июля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления Запольского О.Л. отказано.
В апелляционной жалобе Запольский О.Л. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Запольский О.Л., представители ФГБУ "ФКП Росреестра", администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом администрации Орехово-Зуевского муниципального района Московской области не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя Запольского О.Л. - Авдеева А.В.,
проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что Запольскому О.Л. по договору аренды земельного участка "данные изъяты" от 20 апреля 2016 года предоставлен в аренду сроком на 10 лет земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2188 кв. м, находящийся по адресу: "данные изъяты", с разрешенным использованием: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (л.д. 35-38).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 5 ноября 2015 года "данные изъяты" данный земельный участок поставлен на кадастровый учет 5 ноября 2015 года, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции. Сведения о кадастровой стоимости участка в государственном кадастре недвижимости отсутствуют (л.д. 10-11).
Также Запольский O.Л. является собственником сенопункта, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 972 кв. м, лит. Б, адрес объекта: "данные изъяты" (л.д. 6).
18 мая 2016 года Запольский O.Л. обратился к административному ответчику в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "данные изъяты" (л.д. 12).
Письмом филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области от 7 июня 2016 года административному истцу отказано в определении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка по тем основаниям, что в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 563-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области" для группы видов функционального использования (земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) Орехово-Зуевского района отсутствует удельный показатель кадастровой стоимости земель, в связи с чем не представляется возможным произвести расчет кадастровой стоимости данного земельного участка (л.д. 19-21).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены "Правила проведения государственной кадастровой оценки земель", которыми определен порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно указанным Правилам организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (пункт 1).
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13).
Во исполнение пунктов 11 и 13 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Пунктом 2.1.1. названных Методических указаний предусмотрено, что в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в составе земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений), а также в случае перевода земельного участка в состав земель сельскохозяйственного назначения первой - шестой групп кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения соответствующей группы на площадь земельного участка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных Запольским О.Л. требований, суд первой инстанции исходил из того, что в распоряжении Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N 563-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения Московской области" (л.д. 39-42) для группы видов функционального использования (земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) Орехово-Зуевского муниципального района отсутствует средний удельный показатель кадастровой стоимости земель, и его установление не входит в компетенцию ФГБУ "ФКП Росреестра".
Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N Д06-3639, в случае отсутствия среднего удельного показателя кадастровой стоимости по муниципальному образованию (городскому округу) применяется средний удельный показатель по субъекту Российской Федерации (л.д. 43-45).
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что орган кадастрового учета необоснованно отказал Запольскому О.Л. в расчете кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска Запольского О.Л.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орехово-Зуевского городского суда Московской области от 20 июля 2016 года отменить, постановить по делу новое решение, которым административное исковое заявление ЗапО.го О. Л. удовлетворить.
Признать незаконным отказ ФГБУ "ФКП Росреестра" от 7 июня 2016 года в установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2188 кв. м.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" определить кадастровую стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2188 кв. м.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.