Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 ноября 2016 г. апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 28 апреля 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Пелевина Романа Александровича к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа от 28 мая 2015 г. N 20 в согласовании проекта договора о предоставлении в аренду земельного участка, о признании права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
установила:
Пелевин Р.А. обратился в суд с требованиями к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа от 28 мая 2015 г. N 20 в согласовании проекта договора о предоставлении в аренду земельного участка. Просил признать за ним право на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:04:0160112:396, площадью 1200 кв.м для ведения садоводства, расположенного в д. Шихово с.п. Габовское в Дмитровском районе Московской области, без проведения торгов.
В обоснование требований Пелевин Р.А. (с учетом уточнений в ходе рассмотрения дела) указал, что 30 апреля 2014 г. он обратился с заявлением в администрацию Дмитровского муниципального района по вопросу предоставления в аренду земельного участка для садоводства. По результатам рассмотрения заявления, оно было направлено в отдел архитектуры и градостроительства администрации для изготовления акта выбора и выполнения кадастровых работ. После согласования акта выбора и проведения кадастровых работ, в апреле 2015 г. в районной газете "Дмитровский вестник" размещена информация о предстоящем предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка. Затем администрацией был подготовлен пакет документов (в том числе проект договора) о предоставлении Пелевину Р.А. в аренду земельного участка для садоводства, которые были направлены для согласования в Министерство имущественных отношений Московской области. Однако в согласовании было отказано со ссылкой на нарушение правил опубликования извещения.
По мнению Пелевина Р.А., такой отказ является незаконным, поскольку действующее на момент обращения его с заявлением законодательство не предусматривало сведений, которые необходимо было указывать в публикации.
В дальнейшем в связи с отказом Министерства имущественных отношений Московской области администрацией района было отказано в заключении договора аренды.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Пелевина Р.А. - Волков В.Н. требования поддержал.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области Шелмаков В.Д. против удовлетворения требований возражал, в материалы дела представил письменный отзыв (л.д.48-50).
Решением Красногорского городского суда Московской области от 28 апреля 2016 г. требования были удовлетворены. Оспариваемое решением Министерство признано незаконным. На Министерство возложена обязанность совершить действия по согласованию проекта.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Московской области просит об отмене решения суда, ссылась на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало, их явка не признавалась обязательной, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно законодательству, действующему при возникновении спорных правоотношений, порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства был урегулирован статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), а для целей, не связанных со строительством - статьей 34 ЗК РФ.
В соответствии с Законом Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" реализация органами местного самоуправления муниципальных районов полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области. Таким уполномоченным органом в данной сфере является Министерство имущественных отношений Московской области.
Из материалов дела усматривается, что 30 августа 2014 г. Пелевин Р.А. обратился в администрацию Дмитровского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: для ведения садоводства, расположенного в д. Шихово с.п. Габовское в Дмитровском районе Московской области, без проведения торгов.
03 сентября 2014 г. администрация сообщила о направлении документов в Отдел архитектуры и градостроительства администрации для изготовления акта выбора и осуществления кадастровых работ.
30 декабря 2014 г. администрацией утвержден акт выбора земельного участка N 1063 от 12 сентября 2014 г., схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории
10 февраля 2015 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера "данные изъяты".
04 апреля 2015 г. в газете "Дмитровский вестник" N 35 (15295) было опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении земельных участков по адресу: Московская область, Дмитровский район, с.п. Габовское, д. Шихово, для садоводства, общей площадью 1200 кв.м., в том числе с кадастровым номером "данные изъяты".
В дальнейшем администрацией были подготовлены документы для заключения с Пелевиным Р.А. договора аренды испрашиваемого земельноо участка, которые были направлены для согласования в Министерство имущественных отношений Московской области.
26 мая 2015 г. по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, было отказано в согласовании проекта постановления администрация Каширского муниципального района о предоставлении Пелевину Р.А. в аренду земельного участка, администрации было рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности предоставления земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
Разрешая заявленные требования Пелевина Р.А. об оспаривании отказа в согласовании предоставления земельного участка и удовлетворяя их, суд первой инстанции принимал во внимание, что все необходимые действия для предоставления земельного участка в аренду были совершены Пелевиным Р.А. Публикация объявления была надлежащей, а положения статьи 34 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01 марта 2015 г.) не указывают на необходимость включения в публикацию сведений о месте, сроках и способе подачи заявлений
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким решением суда ввиду следующего.
Действующее законодательство возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность обеспечивать управление, распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков.
Согласно подпунктам "в" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федераци вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а равно земельное законодательство находятся в совместной ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Под совместном ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Российской Федерации, так и ее субъектов.
В соответствии с пунктом 16 части 3 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2004 г. N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", полномочия органов местного самоуправления городских округов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена - с 01 января 2015 г. осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области.
Согласно пункта 4, 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по подготовке, утверждению и выдаче градостроительного плана земельного участка, выдаче разрешения на строительство, выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В силу части 3 статьи 2 вышеназванного Закона Московской области N 107/2014-ОЗ реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Частью 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 г. N 1154/51 "Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий" определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по: принятию решения об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования; распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности; переводу земель, находящихся в частной собственности, из одной категории в другую, за исключением земель сельскохозяйственного назначения и в случае перевода земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 25 ноября 2014 г. N 12 ВР-1305 утверждены порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области документов для согласования решений о предоставлении земельных участков на определенном праве.
Исходя из системной взаимосвязи приведенных выше положений, с 01 января 2015 г. предоставление органами местного самоуправления земельных участков осуществляется в соответствии с ЗК РФ, но с предварительным согласованием с Министерством имущественных отношений Московской области.
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, до 01 марта 2015 г. регулировался статьей 34 ЗК РФ, в силу которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Положения действующего законодательства призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 25 ноября 2010 г. N 1549-О-О, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из анализа приведенных положений законодательства и правовых позиций следует, что публичное информирование в отношении предоставления земельного участка направлено на защиту интересов не только населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок. На этой стадии заинтересованными лицами могут быть поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок и способ реагирования на соответствующую информацию.
Исследовав содержащуюся в газете "Дмитровский вестник" от 04 апреля 2015 г. N 35 (15295) публикацию о предстоящем предоставлении земельных участков, в том числе с кадастровым номером "данные изъяты" (л.д.30-31), судебная коллегия приходит к выводу, что она не может восприниматься, как ориентированное на неопределенный круг лиц предложение о приобретении свободного земельного участка в аренду. В данной публикации не содержится предложений, ориентированных на неопределенный круг лиц, о возможности подачи заявлений о приобретении земельных участков, в том числе испрашиваемого Пелевиным Р.А.; не определены способ и порядок подачи заявлений о предоставлении участка, отсутствуют сведения о принятии решения о проведении торгов (конкурса, аукциона) или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Кроме того, не были перечислены в публикации и сведения, позволявшие заинтересованному лицу получить дополнительную информацию, конкретизирующую этот земельный участок, а также не указано на предоставление участка именно в аренду.
Таким образом, осуществленная публикация не способствовала получению наибольшего числа заявок и не обеспечивала возможность предоставления всеми желающими заявлений, в том числе для участия в торгах, а также возможность получения собственником земельного участка максимально выгодных условий при заключении договора аренды этого земельного участка.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что имелись основания для отказа в согласовании предоставления Пелевину Р.А. в аренду испрашиваемого им земельного участка по мотиву ненадлежащей публикации.
С учетом изложенного, решение суда, которым удовлетворены заявленные Пелевиным Р.А. требования, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Красногорского городского суда Московской области от 28 апреля 2016 г. отменить, постановить по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления Пелевина Романа Александровича к Министерству имущественных отношений Московской области о признании незаконным отказа от 28 мая 2015 г. N 20 в согласовании проекта договора о предоставлении в аренду земельного участка, о признании права на заключение договора аренды земельного участка без проведения торгов.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.