областного суда в составе:
Председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
с участием прокурора Ковалева Е.А.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 ноября 2016 г. апелляционную жалобу Семенова Олега Юрьевича на решение Волоколамского городского суда Московской области от 02 ноября 2016 г. по делу по административным исковым заявлениям Логвинова Дениса Владимировича, Лазарева Петра Алексеевича к территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области, Семенову Олегу Юрьевичу о признании незаконным и об отмене решения от 21 октября 2016 г. N 336 "О регистрации Семенова Олега Юрьевича кандидатом на должность Главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области",
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения представителя Логвинова Д.В. и Лазарева П.А. - Кунаева Д.С.,
заключение прокурора Ковалева Е.А.,
установила:
административные истцы Логвинов Д.В. и Лазарев П.А., являющиеся зарегистрированными кандидатами на должность главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области, обратились в суд с административными исками к территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Московской области (далее - ТИК Волоколамского района, Семенову О.Ю. о признании незаконным и отмене решения ТИК Волоколамского района Московской области от 21 октября 2016 г. N 336 "О регистрации Семенова О.Ю. кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области".
Определением судьи от 31 октября 2016 г. административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство.
В обоснование требований административные истцы указывали, что оспариваемое решение ТИК является незаконным, поскольку Семеновым О.Ю. не было представлено достаточное число подписей избирателей в поддержку самовыдвижения. ТИК признала недействительными только две подписи избирателей. Между тем еще одна подпись содержит неоговоренное исправление в годе рождения избирателя. В отношении 25 указанных в административном иске избирателей в подписных листах содержатся не соответствующие действительности сведения о фамилии, отчестве, годе рождения, номере паспорта или адресе проживания, однако сведения об избирателях избирательной комиссией не проверялись.
Административными истцами было заявлено ходатайство о запросе в отделе по вопросам миграции ОМВД по Волоколамскому району Московской области данных о соответствии или несоответствии действительности сведений об отдельных избирателях.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель административных истцов по доверенности Куликова Ю.В. требования поддержала.
Представитель административного ответчика - ТИК Волоколамского района Московской области по доверенности Авраменко И.А., против удовлетворения требований возражала, считала оспариваемое решение ТИК законным.
Административный ответчик Семенов О.Ю. в судебное заседание не явился, был извещен.
Участвующий в деле прокурор полагал оспариваемое решение ТИК подлежащим отмене.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 02 ноября 2016 г. требования административных истцов удовлетворены. Оспариваемое решение было признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Семенов О.Ю. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Логвинова Д.В. и Лазарева П.А. по доверенности Кунаев Д.С. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были извещены.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившегося лица, заключение прокурора Ковалева Е.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 10 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться, в том числе кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
К числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится и недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Аналогичные положения в отношении отказа в регистрации кандидата предусмотрены пунктом 8 части 24 статьи 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно этому порядку подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (пункт 6). Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума (пункт 11).
Аналогичные положения в отношении порядка сбора подписей предусмотрены частями 3, 5 статьи 29 названного Закона Московской области.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия); к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов; заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3). Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (пункт 3.1). По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1). Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункты "б", "в", "г" пункта 6.4).
Аналогичные положения содержатся в статье 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области". При этом в части 7 этой статьи указано, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области от 05 сентября 2016 г. N55/10 проведение досрочных выборов главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области назначено на 27 ноября 2016 г. Решение опубликовано в газете "Волоколамский край" N35 от 08 сентября 2016 г.
Согласно решению Избирательной комиссии Московской области от 29 ноября 2012 г. полномочия избирательной комиссии городского поселения Волоколамск возложены на ТИК Волоколамского района.
Решением ТИК Волоколамского района от 22 сентября 2016 г. N 294 утверждено количество подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность главы городского поселения Волоколамск в количестве 112 подписей, максимальное количество подписей избирателей, представляемых в комиссию ? 123.
Решением ТИК Волоколамского района Московской области от 21 октября 2016 г. N335 Логвинов Д.В., выдвинутый Московским областным региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", зарегистрирован кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области.
Решением ТИК Волоколамского района от 21 октября 2016 г. N 334 Лазарев П.А., выдвинутый Волоколамским районным отделением Московского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", зарегистрирован кандидатом на ту же выборную должность.
Оспариваемым решением ТИК Волоколамского района от 21 октября 2016 г. N 336 Семенов О.Ю. зарегистрирован кандидатом на должность главы городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в порядке самовыдвижения.
В числе представленных в избирательную комиссию Семеновым О.Ю. документов была одна папка с 62 подписными листами, содержащими 123 подписи избирателей.
В результате проведенной 18 октября 2016 г. ТИК Волоколамского района проверки подписей, собранных в поддержку самовыдвижения кандидата Семенова О.Ю., 2 подписи избирателей (лист 23 подписи NN1 и 2) признаны избирательной комиссией недействительными в связи с отсутствием указания района в адресе места жительства избирателей. 121 подпись из представленных 123 подписей избирателей признана достоверной. В связи с этим избирательная комиссия пришла к выводу о достаточности количества достоверных подписей для регистрации кандидата.
При этом какой-либо проверки на предмет соответствия действительности сведений об избирателях ТИК Волоколамского района не проводилось, что следует из пояснений представителя комиссии в судебном заседании суда первой инстанции.
В целях проверки доводов административных истцов о несоответствии действительности сведений о 25 избирателях судом был направлен соответствующий запрос в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Волоколамскому муниципальному району Московской области.
Из ответа на данный запрос следовало, что выявлено несоответствие в сведениях о 25 избирателях, а именно в подписном листе N3 подпись Курочкиной А.С. (неправильный адрес места жительства); в подписном листе N18 подпись N2 Кургиной Н.А. (неверный номер паспорта); в подписном листе N25 подпись N2 Пеннер М.В. (неправильный год рождения); в подписном листе N30 подпись N1 Мащенской Л.Г. (неверные отчество и номер паспорта); в подписном листе N32 подпись N2 Катулева В.В. (неверные фамилия, номер паспорта); в подписном листе N35 подпись N2 Голубевой В.В. (неправильный год рождения, серия и номер паспорта); в подписном листе N37 подпись N1 Арефьва С.Л. (неверная фамилия); в подписном листе N38 подпись N1 Трыковой Ю.Г. (неправильное отчество); в подписном листе N39 подпись N1 Голова В.И. (неверный адрес места жительства); в подписном листе N42 подпись N1 Павловой Н.В. (неверные серия и номер паспорта); в подписном листе N45, подпись N1 Николаевой С.А. (неправильный адрес места жительства); в подписном листе N45 подпись N2 Куницкой О.В. (неверные отчество, серия и номер паспорта); в подписном листе. N46 подпись N1 Цыбряевой Е.А. (неправильная фамилия); в подписном листе N48 подпись N2 Лисник Е.В. (неверный адрес места жительства); в подписном листе N49 подпись N1 Шодиевой Л.В. (неправильные серия и номер паспорта); в подписном листе N50 подпись N2 Невзоровой В.В. (неверные дата рождения, серия и номер паспорта, адрес места жительства); подписной лист N51 подпись N2 Козловой Г.В. (неправильный адрес места жительства); в подписном листе N52 подпись N1 Илющенко В.Ю. (неверные дата рождения, серия и номер паспорта); в подписном листе N52 подпись N2 Петровой Е.И. (неправильные год рождения, серия и номер паспорта); в подписном листе N53 подпись N1 Ковалевой А.А. (неверные дата рождения, серия и номер паспорта); в подписном листе N53 подпись N2 Ковалевой Е.А. (неправильные отчество, дата рождения, серия и номер паспорта); в подписном листе N55 подпись N1 Цыганкова Р.С. (неверная фамилия); в подписном листе N56 подпись N1 Максимовой А.Г. (неправильное отчество); в подписном листе N59 подпись N1 Машаровой М.В. (неверная фамилия); в подписном листе N60 подпись N2 Лебедевой Н.В. (неправильный адрес).
После исследования и оценки в числе иных доказательств, подписных листов, указанного ответа на запрос, судом было установлено, что двое избирателей, поставивших свои подписи в поддержку самовыдвижения Семенова О.Ю. на должность главы городского поселения Волоколамск (Голов В.И. - подписной лист N39 подпись N1, Лисник Е.В. - подписной лист N48, подпись N2), не обладают активным избирательным правом (место жительства этих граждан не входило в состав единого избирательного округа, что не оспаривалось участвующими в деле лицами), в связи с чем их подписи признаны судом недействительными в силу подпункта "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 2 части 14 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Оставшиеся 23 проверенные в Отделе по вопросам миграции подписи избирателей признаны судом недействительными в силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пункта 3 части 9 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", в связи с указанием не соответствующих действительности сведений об этих избирателях.
Судом были отклонены, как необоснованные, доводы административных истцов о наличии в подписном листе N6 подпись N2 неоговоренных исправлений в годе рождения избирателя Согова В.В. оснований не согласиться с таким выводом у судебной коллегии не имеется.
При таких данных суд пришел к правильному выводу, что достоверными являются 96 подписей избирателей (123-2-2-23), что меньше необходимого для регистрации кандидата числа подписей избирателей (112 подписей).
Соответственно, оспариваемое решение ТИК Волоколамского района не могло быть признано принятым с соблюдением закона, и правомерно было отменено судом.
Наличие вышеотмеченных недостатков в апелляционной жалобе Семенова О.Ю. не отрицается.
Вопреки утверждениям в жалобе отсутствуют какие-либо основания считать документ, представленный Отделом по вопросам миграции ОМВД России по Волоколамскому муниципальному району Московской области на запрос суда, недопустимым доказательством. Как отмечалось выше, данный документ исследовался и оценивался судом по установленным правилам.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, каких-либо оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 02 ноября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Олега Юрьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.