Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Магоня Е.Г.,
при секретаре Портнове Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 ноября 2016 г. апелляционную жалобу Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста) на решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2016 г. по делу по административному исковому заявлению Смирнова Алексея Владимировича к Москомстройинвесту о признании незаконным отказа от 28 января 2016 г. N 77-18-1/6-22 во включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об обязании включить в реестр,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Смирнова А.В. и его представителя Тулинова С.В.,
установила:
Смирнов А.В. обратился в суд административным иском к Москомстройинвесту о признании незаконным отказа от 28 января 2016 г. N 77-18-1/6-22 во включение в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об обязании включить в реестр.
В обоснование требований Смирнов А.В. указал, что в 2008 г. приобрел в собственность у компании ЗАО "Энергостройкомплект-М" двухкомнатную квартиру по адресу "данные изъяты", о чем был заключен предварительный договор N НО-ЭСКМ-ПД/3-72-1 от 15 января 2008 г. и оплачены денежные средства в размере "данные изъяты". 22 сентября 2009 г. заключено дополнительное соглашение, которым стороны изменили характеристики квартиры на трехкомнатную по адресу "данные изъяты" у компании ЗАО "Энергостройкомплект-М", стоимость квартиры составила "данные изъяты". В августе 2009 г. было возбудило против генерального директора Общества А.Н. Кручинина уголовное дело по статье "Мошенничество", по которому Смирнова А.В. признали потерпевшим, о чем выдали постановление о признании потерпевшим от 14 марта 2011 г.
ЗАО "Энергостройкомплект-М" признано банкротом решением арбитражного суда от 17 октября 2011 г.
Решением комиссии по проверке выполнения контрактов г. Москвы от 04 июля 2011 г. принято решение об уступке прав и обязанностей по контракту от ЗАО "Энергостройкомплект-М" к ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов".
Дом N "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" уже построен и введен в эксплуатацию на основании решения от 14 января 2014 г.
В целях включения в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, Смирнов А.В. обратился в Москомстройинвест, представив необходимые документы.
Оспариваемым решение от 28 января 2016 г. было отказано во включении в реестр в связи с тем, что им был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, а не договор долевого участия в строительстве многоквартирных домов. Кроме того, не доказано привлечение денежных средств в строительство многоквартирного дома.
Такое решение Смирнов А.В. считал незаконным, поскольку соответствует установленным критериям (имеется просрочка исполнения обязательства более чем на 9 месяцев, он признан пострадавшим по уголовному делу) и подал в Москомстройинвест все необходимые документы.
В судебное заседание суда первой инстанции административный истец Смирнов А.А. и его представитель не явились, были извещены.
Комитет г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) в судебное заседание не явился, представил отзыв (л.д.109-111), в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2016 г. требования Смирнова А.В. удовлетворены. Оспариваемое решение Москомстройинвеста признано незаконным, на указанный Комитет возложена обязанность включить Смирнова А.В. в Реестр обманутых дольщиков.
В апелляционной жалобе Москомстройинвест просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Смирнов А.А. и его представитель Тулинов С.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражали.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (часть 2). Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и Правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (часть 4).
В целях реализации приведенных законоположений издан приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N 403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Данным Приказом утверждены Правила ведения реестра таких граждан (Приложение N 2).
В соответствии с пунктом 4 Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N 1 к этому Приказу.
Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Согласно пункту 9 Правил включение в реестр осуществляется на основании заявления (Приложение к настоящим Правилам) с приложением к нему документов, указанных в пункте 10 Правил.
Основаниями для отказа во включении граждан в реестр перечислены в пункте 14 Правил. К ним относятся:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, которые закон (Критерии, перечисленные в пункте 2 названного Приложения N 1), связывает с основаниями для включения в реестр пострадавших дольщиков, и представление документов, подтверждающих соответствие административного истца обозначенным им критериям.
Москомстройинвест, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения и его полноту.
Из материалов дела усматривается, что 15 января 2008 г. между Смирновым А.В. и ЗАО "Энергостройкомплект-М" был заключен Предварительный договор N НО-ЭСКМ-ПД/4-25-3 купли-продажи двухкомнатной квартиры по адресу: "данные изъяты" условием предварительной оплаты.
Согласно справке от 20 марта 2008 г. ЗАО "Энергостройкомплект-М" получило от Смирнова А.В. по указанному Предварительному договору денежную сумму в размере "данные изъяты" руб, что также подтверждается платежным поручением N 2 от 12 марта 2008 г. и квитанцией к приходно кассовому ордеру N 8 от 21 января 2008 г. с кассовым чеком.
22 сентября 2009 г. было заключено дополнительное соглашение N 1 к указанному предварительному договору, которым внесены изменения в пункт 1 (передаче в собственность Смирнова А.В. подлежала трехкомнатная квартира по адресу: "данные изъяты" условный номер квартиры "данные изъяты", ориентировочной площадью 100 кв.м), в пункт 3.2 (стоимость квартиры составляет "данные изъяты" руб.). В пункте 4 дополнительного соглашения указано, что на момент заключения этого соглашения покупатель перечислил на расчетный счет продавца денежную сумму в размере "данные изъяты" руб., а остальные расчеты стороны договорились произвести после обмеров БТИ.
Однако ЗАО "Энергостройкомплект-М" возложенные на него обязательства не исполнило.
Постановлением следователя СГ N 1 отдела СЧ ГСУ ГУ МВД России по г. Москве от 14 марта 2011 г. Смирнов А.В. признан потерпевшим по уголовному делу.
06 марта 2015 г. Смирнов А.В. обратился в Москомстройинвест с заявлением о включении его в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие договорных отношений с ЗАО "Энергостройкомплект-М" и внесение денежных средств для строительства многоквартирного дома, а также копии документов о признании потерпевшей в рамках уголовного дела.
По результатам рассмотрения данного заявления Москомстройинвест отказал во включении Смирнова А.В. в указанный Реестр в связи с отсутствием вступившего в законную силу решения (определения) суда о признании его требования о передаче жилого помещения или денежных требований к застройщику, указанного в пункте 6 статьи 10 Раздела III Приложения N 2 к Приказу N 403, о чем сообщил в своем решении от 27 марта 2015 г. N 77-08-131/5-1.
Смирнов А.В. оспорил данное решение в судебном порядке.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 09 июля 2015 г. решение Москомстройинвеста от 27 марта 2015 года N 77-08-131/5-1 об отказе во включении Смирнова А.В. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, признано незаконным, на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Смирнова А.В. о включении его в указанный Реестр. Решение вступило в законную силу 08 декабря 2015 г.
14 января 2016 г. Смирнов А.В. повторно обратился в Москомстройинвест с заявлением о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Рассмотрев данное заявление, Москомстройинвест вновь отказал во включении Смирнова А.В. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, о чем сообщил в оспариваемом решении от 28 января 2016 г. N 77-18-1/6-22. Основанием к отказу послужило несоответствие заявителя критериям, установленным приказом Минрегионразвития России от 20 сентября 2013 года N 403, поскольку предметом предварительного договора не являлось возникновение у Смирнова А.В. права собственности на квартиру, а из представленных документов не представлялось возможным установить факт привлечения денежных средств в строительство многоквартирного жилого дома.
При рассмотрении данного дела судом учитывалось, что строительство многоквартирного дома, по указанному адресу осуществлялось на основании инвестиционного контракта от 10 декабря 2001 г., заключенном между Правительством Москвы и ЗАО "Энергостройкомлект-М", предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству жилищно-гаражного комплекса, с размещением управления по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям СЗАО и эксплуатационного участка ГУП СПНУ, расположенного по адресу: "данные изъяты" с предполагаемым объемом инвестиции "данные изъяты" рублей; в рамках реализации инвестиционного проекта инвестор обязуется за счет собственных (заемных и (или) привлеченных) средств произвести строительство жилого дома общей площадью 19 500 кв.м., установлен срок действия контракта с учетом дополнительного соглашения до 31 декабря 2011 г.
Застройщик ЗАО "Энергостройкомлект-М" не выполнил свои обязательства по строительству и сдаче объекта в эксплуатацию. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 октября 2011 г. по делу N "данные изъяты" общество признано несостоятельным (банкротом).
Решением Комиссии по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов городе Москве от 04 июля 2011 года принято решение об уступке прав и обязанностей по инвестиционному контракту от ЗАО "Энергостройкомлект-М" к ГУП "Управлению по реконструкции и развитию уникальных объектов" (ГУП "УРиРУО") с внесением соответствующих изменений в условия инвестиционного контракта и договор аренды земельного участка.
15 июня 2011 г. вынесено соответствующее постановление Правительства Москвы N 469-ПП.
30 октября 2012 г. между Департаментом градостроительной политики города Москвы, Департаментом Строительства города Москвы, Комитетом города Москвы по обеспечению и реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) и ГУП "УРиРУО" заключен договор на предоставление субсидии на строительство жилого дома по адресу: "данные изъяты"
В соответствии с разрешением на ввод в эксплуатацию "данные изъяты", выданного Мосгосстройнадзором 21 января 2014 г., многоэтажный жилой дом по строительному адресу: "данные изъяты", введен в эксплуатацию, жилому дому присвоен почтовый адрес: "данные изъяты"
Разрешая требования Смирнова А.В., суд первой инстанции исходил из того, что при обращении в Москомстройинвест административный истец исполнил обязанности, возложенные на него законом.
Так, административный истец указал, что относится к той категории пострадавших, в отношении которых имеется: просрочка исполнения обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены), а также что он является потерпевшим по уголовному делу.
Данные обстоятельства прямо предусмотрены подпунктами 3 и 6 пункта 2 Критериев.
В подтверждение того, что эти Критерии на него распространяются административный истец приложил к своему заявлению в Москомстройинвест копии документов, удостоверяющих личность; копии договоров и иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между административными истцами и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения истцу; копии документов, подтверждающих внесение административными истцами денежных средств для строительства многоквартирного дома.
Вместе с тем Москомстройинвест не доказал правомерность своих действий по отказу во включении административного истца в Реестр.
При этом судом были отклонены доводы Москомстройинвеста о том, что договор долевого участия не был заключен, поскольку наименование договора само по себе не свидетельствует о правовой природе сделки и характере правоотношений сторон, что следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утвержден Президиумом от 04 декабря 2013 г., в ред. от 04 марта 2015 г.).
Из содержание заключенного между ЗАО "Энергостройкомплект-М" и Смирновым А.В. предварительного договора, а также из дополнительного соглашения к нему следует, что договор с ЗАО "Энергостройкомплект-М" был совершен с целью приобретения права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств административного истца не был введен в эксплуатацию.
В установленном законом порядке договор и дополнительное соглашение не оспорены, не признавались притворной сделкой, свидетельствующей, что сторонами действительно имелся в виду договор, на который не распространяются нормы Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости". Следовательно, к договору от 15 января 2008 г. применяются положения указанного Федерального закона, в том числе и предусмотренные им меры ответственности.
Судом было правомерно учтено, что отказ во включении Смирнова А.В. в Реестр пострадавших граждан нарушает предоставленное ему законом право быть включенным в этот реестр, лишает объема государственной поддержки наравне с лицами, включенными в реестр, и фактически лишает его возможности получения в дальнейшем жилого помещения. Согласно Государственной программе города Москвы "Жилище" на 2012-2018 гг. в целях подпрограммы предусмотрено "завершение строительства жилых объектов в целях обеспечения квартирами граждан-соинвесторов, пострадавших от неисполнения обязательств застройщиками", в числе задач подпрограммы предусмотрено "завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов", предусмотрены субсидии ГУП "Управлению по реконструкции и развитию уникальных объектов" на возмещение затрат, связанных со строительством жилых домов. В данной программе имеется прямая ссылка на Приказ Минрегионразвития N 403 от 20 сентября 2013 г.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и руководствуясь вышеприведенными положениями законодательства, суд пришел к выводу, что того, что Смирнов А.В. в полной мере соответствует всем критериям и им предоставлены все необходимые документы согласно пункту 10 Правил, в связи с чем оспариваемое решение Москомстройинвестом об отказе во включении Смирнова А.В. было признано незаконным.
Довод в апелляционной жалобе о представлении Смирновым А.В. в подтверждение доказательств оплаты лишь копий квитанций, проверялся судом апелляционной инстанции и было установлено, что представленные на обозрение судебной коллегии оригиналы платежного поручения N 2 от 12 марта 2008 г. и квитанции к приходно-кассовому ордеру N 8 от 21 января 2008 г. с кассовым чеком соответствуют копиям этих документов, приобщенных к материалам дела (л.д.43,45,47).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 12 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.