Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-411/16 по административному исковому заявлению Калининой Н. В. о признании незаконными действий (бездействия) органов кадастрового учета,
установил:
Калинина Н.В. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о восстановлении нарушенного права, причиненного действиями (бездействием) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости в отношении принадлежащих административному истцу 83 земельных участков.
Уточнив первоначально заявленные требования Калинина Н.В. просила:
- признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу 83 земельных участков, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений;
- признать технической ошибкой запись государственного кадастра недвижимости о дате внесения сведений "14 мая 2014 года" по акту об утверждении кадастровой стоимости от 26 ноября 2013 года в отношении 83 принадлежащих административному истцу земельных участков;
- восстановить нарушенное право, обязав административного ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части записи "дата внесения сведений" - "01 января 2014 года" по акту об утверждении кадастровой стоимости от 26 ноября 2013 года о кадастровой стоимости 83 принадлежащих административному истцу земельных участков.
В обоснование требований Калинина Н.В. указала, что является собственником 83 земельных участков, расположенных в Шатурском районе Московской области, которые были образованы путем раздела в январе 2013 года принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и учтены в реестре объектов недвижимости 08 февраля 2013 года с характеристиками: из состава земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным видом использования: для дачного строительства. Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" за 1 кв. м, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области". Несмотря на то, что с 26 ноября 2013 года на территории Московской области действуют результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденные Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", - в отношении принадлежащих административному истцу 83 земельных участков административным ответчиком сведения о кадастровой стоимости, рассчитанной с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земли в размере "данные изъяты" за 1 кв. м, утвержденного Распоряжением N564-РМ, внесены в реестр объектов недвижимости только 14 мая 2014 года с совершением записи о дате внесения сведений "14 мая 2014 года".
Ссылаясь на нарушение своих прав Калинина Н.В. указала, что поскольку сведения о кадастровой стоимости используются для предусмотренных законодательством Российской Федерации целей с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, несвоевременное внесение сведений об актуальной кадастровой стоимости порождает неблагоприятные правовые последствия для административного истца как налогоплательщика, так как налог за 2014 год начислен ей исходя из существенно завышенной кадастровой стоимости. В судебном заседании представитель административного истца полностью поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика возражала против удовлетворения требований Калининой Н.В., ссылалась на то, что действующим законодательством не определен срок для осуществления органом кадастрового учета действий по актуализации результатов кадастровой оценки земель Московской области. Представитель также отрицала наличие технической ошибки.
Министерство имущественных отношений Московской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило явку в суд своего представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участвующих в деле лиц суд полагает заявленные Калининой Н.В. требования подлежащими частичному удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела Калининой Н.В. на праве собственности принадлежат 83 земельных участка с категорией земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенных по адресу: "данные изъяты" с кадастровыми номерами, площадью:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Указанное подтверждается представленными суду свидетельствами о государственной регистрации права (л. д. 76 - 157).
Как усматривается из представленного суду Согласия на образование земельных участков от 10 января 2013 года данные земельные участки образованы путем раздела в январе 2013 года принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" (л. д. 14 - 18).
Из представленных суду кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости установлено, что сведения о вновь образованных земельных участках с указанными кадастровыми номерами и характеристиками внесены в государственный кадастр недвижимости 08 февраля 2013 года (л. д. 158 - 240).
Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была рассчитана органом кадастрового учета в 2013 году по состоянию на дату внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости - 08 февраля 2013 года - с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" за 1 кв. м, утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Московской области".
Действия органа кадастрового учета по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков при постановке этих участков на кадастровый учет в 2013 году административным истцом в данном деле не оспариваются.
В судебном заседании представитель административного истца пояснила, что 26ноября 2013 года Калинина Н.В. обращалась в Управление Росреестра по Московской области по вопросу правомерности расчета кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" Письмом от 09 января 2014 года ей было разъяснено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, образованных, в частности, в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" произведен на основании Распоряжения N564-РМ, с результатами государственной кадастровой оценки земель она может ознакомиться на официальном сайте Министерства экологии и природопользования Московской области.
Представитель административного истца также указала, что из налогового уведомления N702443 от 06 июня 2015 года Калининой Н.В. стало известно о том, что кадастровая стоимость принадлежащих ей земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2014 года (начало налогового периода), рассчитана с применением среднего УПКСЗ по Московской области в размере "данные изъяты"кв.м, утвержденного Распоряжением N121-РМ, которое на эту дату утратило силу.
Полагая указанное технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета в отношении даты внесения сведений о кадастровой стоимости принадлежащих ей земельных участков, Калинина Н.В. обратилась в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением об исправлении ошибки, однако в полученном ею ответе сообщалось о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, рассчитанной с учетом утвержденных Распоряжением N564-РМ УПКСЗ в размере "данные изъяты" руб./кв. м, внесены в реестр объектов недвижимости 14 мая 2015 года.
Заявляя в суд требования об исправлении технической ошибки административный истец ссылалась на то, что административным ответчиком, в нарушение сроков, установленных ст. 24.20 Федерального закона N135-ФЗ, и п. 2 статьи 17 Федерального закона N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", несвоевременно (с опозданием) рассчитана и внесена в ГКН кадастровая стоимость образованных в период проведения государственной кадастровой оценки земельных участков. Указанное привело к несоответствию сведений, содержащихся в ГКН с 01 января 2014 года по 14 мая 2014 года, сведениям, утвержденным Распоряжением N564-РМ. Такие действия административного ответчика Калинина Н.В. полагала технической ошибкой.
Обращаясь в суд с требованиями о признании неправомерным бездействия административного ответчика и восстановлении нарушенного права, Калинина Н.В. указывает на то, что несвоевременное внесение актуальных и достоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков привело к явному ухудшению ее правового положения в результате начисления земельного налога за 2014 год в размере существенно превышающем законно установленный.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" кадастровая стоимость может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности). При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости (п. 1 Постановления).
С административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и абз. 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ) (п. 6 Постановления).
Из статьи 24.18, статьи 24.19 Федерального закона N135-ФЗ следует, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
К недостоверным сведениям относится искажение данных об объекте оценки, в том числе неправильное указание среднего удельного показателя при расчете кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ч. 1 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" технической ошибкой признается описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
С учетом данного в ст. 28 Федерального закона N221-ФЗ определения бездействие органа кадастрового учета, приведшее к несоответствию сведений о кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, содержащихся в ГКН с 01 января 2014 года по 14 мая 2014 года, сведениям, утвержденным Распоряжением N564-РМ, нельзя отнести к технической ошибке.
При таких обстоятельствах требования Калининой Н.В. о признании бездействия Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, приведшего к несвоевременному внесению актуальных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, технической ошибкой не могут быть удовлетворены.
Вместе с тем, Калинина Н.В. является собственником земельных участков и вправе оспорить их кадастровую стоимость, поскольку размер такой стоимости затрагивает ее законные права и интересы, в том числе права, связанные с уплатой земельного налога.
Одним из основных принципов земельного законодательства является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 7 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.
В силу положений ч. 3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.
Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", п. 8 ФСО N4).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4).
Согласно п. 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Положениями статьи 24.12 Федерального закона N135-ФЗ предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чес один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 08 февраля 2013 года N34-РМ "О проведении государственной кадастровой оценки земель Московской области в 2013 году" на территории Московской области проведена очередная государственная кадастровая оценка земель, в том числе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" (далее - Распоряжение N564-РМ) утверждены - по состоянию на 01 января 2013 года - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории по кадастровым кварталам, по муниципальным районам, городским округам Московской области.
Пунктом 2 Распоряжения N564-РМ признано утратившим силу ранее действовавшее Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области".
В пункте 4 Распоряжения N564-РМ указано, что оно вступает в силу с момента опубликования его полного текста на интернет-портале Правительства Московской области; в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, вступает в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 01 января 2014 года.
Таким образом, Распоряжение N564-РМ порождает правовые последствия для налогоплательщиков с начала налогового периода - с 01 января 2014 года - в виде изменения налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
При этом Распоряжение N564-РМ не содержит норм, позволяющих в каких-либо случаях применять кадастровую стоимость (как налоговую базу), утвержденную Распоряжением N121-РМ.
Следовательно, как для земельных участков, вошедших в сформированный перечень объектов недвижимости в целях проведения кадастровой оценки земельных участков в 2013 году, так и для земельных участков, поставленных на кадастровый учет после формирования перечня, но до утверждения результатов кадастровой оценки, Распоряжение N564-РМ порождает правовые последствия с 01 января 2014 года. Указанное влечет необходимость внесения на 01 января 2014 года в ГКН сведений о кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением N564-РМ для всех земельных участков, состоящих на кадастровом учете на эту дату.
Сведения о вновь образованных земельных участках Калининой Н.В. внесены в государственный кадастр недвижимости 08 февраля 2013 года, то есть до принятия Распоряжения N564-РМ, но после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, поэтому сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков в Распоряжении N564-РМ отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года N222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания).
В силу пункта 2.4 Методических указаний в случае, когда образование нового земельного участка происходит (произошло) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Из указанных правовых актов следует, что по состоянию на начало нового налогового периода - с 01 января 2014 года налоговая база объектов налогообложения - земельных участков земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области - должна быть установлена в соответствии с Распоряжением N564-РМ, в том числе для земельных участков, образованных после формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, - с применением утвержденных данным Распоряжением N564-РМ средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель данной категории.
Согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 26 декабря 2011 года NП/531 "О наделении федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик" с 01 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. На руководителей территориальных органов Росреестра возложена обязанность по обеспечению контроля исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области в рамках полномочий по определению кадастровой стоимости в соответствии с Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 года NП/531 и исполнения пункта 2.4 Методических указаний осуществлен пересчет кадастровой стоимости спорных земельных участков Калининой Н.В. из расчета 478,78 руб. для каждого, рассчитанной с применением результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденных Распоряжением N564-РМ (л. д. 260-292), сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 08 февраля 2013 года внесены в реестр объектов недвижимости 14 мая 2014 года.
Таким образом, на 01 января 2014 года содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков не соответствовали кадастровой стоимости, утвержденной Распоряжением N564-РМ.
При этом отсутствовали правовые основания для применения кадастровой стоимости, установленной в соответствии с утратившим на 01 января 2014 года силу Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года N121-РМ.
Поскольку Распоряжение N564-РМ повлекло правовые последствия для Калининой Н.В. как налогоплательщика с начала налогового периода - с 01 января 2014 года - в виде изменения налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, невнесение административным ответчиком в реестр недвижимости на 01 января 2014 года сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков, определенной по правилам пункта 2.4 Методических указаний, нарушает ее права, связанные с уплатой земельного налога за 2014 год.
Суд полагает такое нарушение существенным и грубым, поскольку в данном случае нарушается конституционное право административного истца платить законно установленные налоги.
Административным ответчиком нарушен принцип непрерывности актуализации кадастровых сведений, установленный в п.1 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в качестве одного из принципов ведения государственного кадастра недвижимости, предполагающий обеспечение актуальности и достоверности сведений государственного кадастра недвижимости.
Представитель Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, возражая против доводов административного истца о неправомерном бездействии, выразившемся в несвоевременном осуществлении пересчета кадастровой стоимости, ссылалась на то, что Методические указания не содержат специальных норм, уточняющих дату пересчета кадастровой стоимости земельных участков в случаях, указанных в пункте 2.4 Методических указаний.
Суд полагает данные доводы административного ответчика несостоятельными. Поскольку Распоряжение N564-РМ порождает правовые последствия для налогоплательщиков с начала налогового периода - с 01 января 2014 года - в виде изменения налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения - внесение сведений о кадастровой стоимости объекта налогообложения должно быть осуществлено не позже чем 01 января 2014 года.
В данном случае являются обоснованными доводы административного истца о том, что несвоевременное внесение актуальных и достоверных сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков привело к явному нарушению ее прав в результате начисления земельного налога в размере, не соответствующему закону и не имеющему экономического основания.
Учитывая изложенное суд приходит к выводу о том, что административным истцом доказано нарушение ее прав несвоевременным внесением сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков в государственный кадастр недвижимости.
При этом из представленных суду доказательств установлено, что о нарушении ее прав истице стало известно после получения из Федеральной налоговой службы 26 октября 2015 года требования об уплате выявленной недоимки. Поскольку в суд с данным административным исковым заявлением Калинина Н.В. обратилась в декабре 2015 года, установленный законом для обращения в суд срок ею не нарушен.
Так как действия административного ответчика по актуализации кадастровой стоимости спорных земельных участков в настоящее время совершены, восстановление нарушенных прав административного истца может быть осуществлено только посредством внесения в запись об объекте недвижимости даты применения сведений о кадастровой стоимости, определенной по правилам пункта 2.4 Методических указаний актом от 13 мая 2014 года, - с 01 января 2014 года (п.п. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 февраля 2010 года N42).
Руководствуясь статьями 175-178, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Калининой Н. В. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие органов кадастрового учета, выразившееся в невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 26 ноября 2013 года N564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" в отношении 83-х земельных участков с кадастровыми номерами:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Возложить обязанность на Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о применении кадастровой стоимости, установленной с 01 января 2014 года для целей, предусмотренных законодательством.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.