Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.
при секретаре Налапкине А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-622/16 по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" о признании недействительным уведомления об отказе в принятии к рассмотрению заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" (далее - ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА") обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным решение Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Комиссия по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости, Комиссия), изложенное в уведомлении от 14 января 2016 года N50-10а-10-190/16 об отказе в принятии к рассмотрению заявления ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" и отменить его, обязать Комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости принять к рассмотрению и рассмотреть по существу заявление ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" N195/юр-15 от 28 декабря 2015 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты"
Административный истец также просил взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" понесенные расходы по государственной пошлине в размере 2 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в собственности ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" находится земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью 7 284 кв. м, расположенный по адресу: "данные изъяты" Административный истец 29 декабря 2015 года сдал в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанного земельного участка с приложением полного комплекта документов, предусмотренного статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пунктом 13 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N263 от 04 мая 2012 года.
Уведомлением от 14 января 2016 года N50-10а-10-190/16 Комиссия сообщила административному истцу об отказе в принятии к рассмотрению по существу заявления - в связи с тем, что, по мнению Комиссии, к заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" содержащая актуальные сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости.
Административный истец полагает, что секретарь Комиссии, за чьей подписью выдано уведомление, сделал ошибочное заключение о том, что представленная административным истцом справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости содержит неактуальные сведения о результатах определения кадастровой стоимости. Кроме того, административный истец указывает на то, что полномочия секретаря комиссии по приему либо возврату заявления регламентированы Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N263, который не наделяет правом секретаря Комиссии на стадии принятия заявления к рассмотрению давать оценку приложенным к заявлению документам. По мнению административного истца указанными полномочиями наделена только Комиссия.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возражал против удовлетворения административного иска.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области полагала, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела суд полагает в удовлетворении заявленных требований отказать в связи со следующим.
Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N135-ФЗ).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Таким образом, из приведенных положений статьи 24.18 Федерального закона N135-ФЗ следует, что в комиссии могут быть оспорены результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, затрагивающие права и обязанности правообладателя этого объекта недвижимости, при этом данная норма содержит императивное требование о приложении к заявлению в том числе кадастровой справки, содержащей сведения об оспариваемых, т. е. актуальных на день оспаривания, результатах определения кадастровой стоимости.
Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 мая 2012 года N263 (далее - Порядок).
Согласно пункту 7 Порядка полномочия (функции) по делопроизводству в комиссии, порядок которого утверждается комиссией, возлагаются на секретаря комиссии, назначаемого из числа работников территориального органа уполномоченного федерального органа. Секретарь комиссии не является ее членом.
В соответствии с пунктом 14 Порядка при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Пунктом 15 Порядка установлено, что в случае подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения документов, указанных в пункте 13 Порядка, или с нарушением сроков, или если величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия). В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не принято к рассмотрению на том основании, что заявитель не приложил к нему соответствующие документы, заявитель вправе вновь обратиться в комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости после устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии заявления.
Из анализа приведенных положений Порядка следует вывод о том, что секретарем комиссии при приеме заявления должна быть проверена комплектность документов, перечень которых установлен статьей 24.18 Федерального закона N135-ФЗ, в том числе должно быть проверено наличие кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемой, т.е. актуальной кадастровой стоимости.
Как следует из пунктов 19, 20 Порядка при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по результатам рассмотрения может быть принято решение о пересмотре кадастровой стоимости (в случае подачи заявления по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости), об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (в случае подачи заявления по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости), либо об отклонении заявления. Вопрос о принятии заявления к рассмотрению комиссией не решается.
В судебном заседании установлено, что 14 января 2016 года в адрес ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" направлено Уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области, в котором сообщалось, что заявление фабрики о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" поступившее в Комиссию 29 декабря 2015 года, не принято к рассмотрению в Комиссии с указанием основания: к заявлению не приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" содержащая актуальные сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости (л. д. 41-42).
Установлено также, что к заявлению в Комиссию ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" прилагалась, в числе иных документов, кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости: земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" содержавшейся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01 января 2013 года, определенная по состоянию на 01 января 2010 года, утвержденная Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 года N236-РМ (л. д. 53).
Указанная в приложенной административным истцом к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка на день подачи заявления уже не могла быть оспорена по основанию установления в отношении этого участка его рыночной стоимости.
При таких обстоятельствах, по мнению суда, секретарем правомерно не принято к рассмотрению комиссией заявление ООО "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА", поскольку к заявлению не была приложена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых административным истцом результатах определения кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Закона N135-ФЗ заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных в данной статье документов к рассмотрению не принимается.
Доводы представителя административного истца о том, что в компетенцию секретаря комиссии не входит проверка содержания представляемых документов, суд считает несостоятельными, поскольку действия секретаря Комиссии по возврату заявления и приложенных к нему документов в данном случае соответствовали требованиям статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не допускающими прием заявления без приложения в том числе кадастровой справки, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, и пунктам 14, 15 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 мая 2012 г. N 273, в соответствии с которыми при поступлении заявления о пересмотре кадастровой стоимости секретарь комиссии проверяет наличие прилагаемых документов и срок подачи заявления.
Как следует из пунктов 19, 20 Порядка при рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости комиссией по результатам рассмотрения может быть принято решение о пересмотре кадастровой стоимости (в случае подачи заявления по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости), об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (в случае подачи заявления по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости), либо об отклонении заявления. Порядок не содержит норм, согласно которым Комиссией решается вопрос о принятии заявления к рассмотрению либо отказе в принятии заявления.
Учитывая изложенное суд полагает, что правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. 177, 178, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "КОНДИТЕРСКАЯ ФАБРИКА "ВОЛШЕБНИЦА" о признании недействительным уведомления об отказе в принятии к рассмотрению заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.