Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Медведевой К.В.,
в отсутствие ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
защитника ФИО3.,
Залимовой Д.Р. - государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, вынесшей постановление о назначении административного наказания,
извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу ФИО4. на решение судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2016 года, которым:
постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Залимовой Д.Р. N ... от 10 июня 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы ... ФИО5 оставлено без изменения, жалоба ФИО6. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Залимовой Д.Р. N ... от 10 июня 2016 года глава ... ФИО7. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей за то, что в Администрации ... не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (1), не составлен паспорт отхода 4 класса опасности "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (2), не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (3) (л.д.13-18).
Судьей Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан по жалобе ФИО8. вынесено выше приведенное решение от 11 августа 2016 года.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО9. предлагает объединить в одно производство рассмотренные в отношении него дела N ... , N ... , N ... об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьей 8.2, статьей 8.5 КоАП РФ, назначить одно административное наказание в виде штрафа ниже низшего предела.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии РБ от 11 апреля 2016 года N ... с 25 мая по 08 июня 2016 года проведена плановая выездная проверка Администрации ... (далее - Администрация) по адресу: ...
В ходе выездной проверки 25 мая 2016 года произведен осмотр помещений административного здания по адресу: ...
Основным видом деятельности Администрации является деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов (ОКВЭД - 75.11.32).
Результаты проверки зафиксированы в акте от 08 июня 2016 года N ... , при проведении которой установлено, что в результате деятельности Администрации образуются следующие виды отходов:
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4);
отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5);
лампы накаливания, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 411 00 52 5);
смет с территории предприятия практически неопасный (код по ФККО 7 33 390 02 71 5).
Согласно акту проверки в нарушение требований частей 1, 3 статьи 14, частей 2, 3, 4 статьи 18, части 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 1 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Администрацией:
- не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, отсутствуют утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (N1),
- не составлен паспорт отхода IV класса опасности "мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (N2),
- не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (N3).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения главы сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 КоАП РФ.
Судья первой инстанции согласился с выводом должностного лица органа надзора о доказанности вины главы ... в совершении вменяемого административного правонарушения, в обоснование указал, что доводы жалобы о недоказанности вины лица противоречат материалам дела.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона N89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона N89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения, представлению необходимой информации в области обращения с отходами, возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
При рассмотрении настоящего дела Администрация отрицала факт осуществления деятельности в области обращения с отходами, а также эксплуатации занимаемого помещения в связи с обращением с отходами.
Основным видом деятельности Администрации ... является деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов (ОКВЭД -75.11.32).
Не выяснено, относится ли Администрация ... к субъектам, на которых возложена обязанность разрабатывать и утверждать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов, которая не возлагается на субъектов малого и среднего предпринимательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в процессе деятельности Администрации ... образуются отходы I - V класса опасности для проверки обоснованности вменения нарушения, связанного с отсутствием паспорта на отходы IV класса опасности (N2).
Следует учесть, что имеющиеся в деле доказательства не позволили судье первой инстанции при пересмотре дела сделать однозначный вывод о том, что Администрация относится к числу субъектов, для которых Федеральным законом N89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Также должностным лицом органа надзора и судьей первой инстанции не проверены доводы главы ... о бездействии в связи с отсутствием финансирования, о чем им было заявлении при рассмотрении дела.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
В соответствии с частью 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц подлежит прекращению.
При этом материалы дела не позволяют сделать вывод, главой ... вносились или нет предложения о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления в области охраны окружающей среды. Принимались ли главой ... надлежащие и своевременные меры в этих целях в 2014 и 2015 годах, обращался ли он к главе района с ходатайством о выделении денежных средств, имел ли возможность привлечь иные средства, требует ли значительных финансовых затрат изготовление паспорта на отходы IV класса опасности (N2), в материалах дела информация отсутствует.
Должностным лицом органа надзора вопросы виновности главы ... не исследовались, доказательства в подтверждение виновности не истребовались.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах решение судьи первой инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, при котором следует проверить указанные выше обстоятельства и дать им надлежащую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу ФИО10. удовлетворить частично.
Решение судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2016 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Буляккулова Н.И.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.