Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Медведевой К.В.,
в отсутствие ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
защитника ФИО2.,
Залимовой Д.Р. - государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан,
извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу ФИО3 на решение судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2016 года, которым:
постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Залимовой Д.Р. N ... от 10 июня 2016 года о привлечении главы ... ФИО4 к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях виде штрафа в размере 3000 рублей оставлено без изменения, жалоба ФИО5. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Залимовой Д.Р. N ... от 10 июня 2016 года глава ... ФИО6. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному штрафу в размере 3000 рублей за сокрытие экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды, а именно за то, что в срок до 1 февраля 2015 года не представлена в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан статистическая отчетность "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015 года" по форме N2-ТП (отходы).
Решением судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2016 года по жалобе ФИО7. постановление должностного лица о назначении наказания N ... от 10 июня 2016 года оставлено без изменения.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО8 предлагает объединить в одно производство рассмотренные в отношении него дела N ... , N ... , N ... об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.21, статьей 8.2, статьей 8.5 КоАП РФ, назначить одно административное наказание в виде штрафа ниже низшего предела.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Стерлитамакского территориального управления Минэкологии РБ от 11 апреля 2016 года N ... с 25 мая по 08 июня 2016 года проведена плановая выездная проверка Администрации ... (далее - Администрация) по адресу: ...
В ходе выездной проверки 25 мая 2016 года произведен осмотр помещений административного здания по адресу: ...
Основным видом деятельности Администрации является деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов (ОКВЭД - 75.11.32).
При проверке установлено, что в процессе деятельности Администрации образуются следующие виды отходов:
мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по ФККО 7 33 100 01 72 4);
отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства (код по ФККО 4 05 122 02 60 5);
лампы накаливания, утратившие потребительские свойства (код по ФККО 4 82 411 00 52 5);
смет с территории предприятия практически неопасный (код по ФККО 7 33 390 02 71 5).
Статистическая отчетность "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015г." по форме N2-ТП (отходы) не представлена в Управление Росприроднадзора по РБ.
Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
По результатам проверки составлен акт N ... от 08 июня 2016 года (л.д.26-29), протокол об административном правонарушении N ... от 08 июня 2016 года (л.д.13-16).
Постановлением должностного лица органа надзора N ... от 10 июня 2016 года глава ... ФИО9. подвергнут административной ответственности, установленной статьей 8.5 КоАП РФ, за сокрытие экологической информации об источниках загрязнения окружающей среды.
Судья межрайонного суда установил, что действия главы ... ФИО10. правильно квалифицированы по статье 8.5 КоАП РФ, факт совершения вменяемого административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении N ... от 08 июня 2016 года, актом проверки N ... от 08 июня 2016 года, вина в нарушении требований законодательства, обязывающих представлять в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, нашла полное подтверждение.
С таким решением судьи первой инстанции согласиться нельзя.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Полагаю, что в материалах об административном правонарушении отсутствуют доказательства наличия в действиях ФИО11 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав.
Предметом правонарушения является порядок оборота экологической информации.
Указанный порядок урегулирован Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими нормативными актами, устанавливающими специальные правила о предоставлении, собирании, распространении информации, затрагивающей экологические права и интересы граждан, охрану окружающей среды и природопользование.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, образуют несколько составов:
- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;
- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;
- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Непредставление в Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан статистической отчетности "Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2015 года" по форме N2-ТП (отходы) не образует объективную сторону вменяемого правонарушения, установленного статьей 8.5 КоАП РФ.
Должностным лицом органа административного надзора не доказан факт сокрытия, либо умышленного искажения администрацией соответствующей информации и не указано на это в постановлении о назначении наказания.
Должностным лицом органа административного надзора также не вменено в вину ФИО12. несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а также искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Вменяемое бездействие образует объективную сторону иного правонарушения, связанного с несоблюдением требований Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нарушение положений которого вменено привлекаемому должностному лицу, однако которым дана неправильная юридическая оценка.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу не были выполнены требования статьи 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ влекущим отмену постановления должностного лица о назначении наказания и решения судьи межрайонного суда по результатам его пересмотра.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу ФИО13. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта Стерлитамакского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан Залимовой Д.Р. N ... от 10 июня 2016 года и решение судьи Гафурийского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы ... ФИО14 отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Буляккулова Н.И.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.