Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Абдуллине Р.В.,
в отсутствие участников дела, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы судебным извещением от 03 октября 2016 года согласно расписки и данных почты России,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ
Набиуллина М.Г. на решение судьи Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года, которым:
постановление начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ Набиуллина М.Г. от 08 августа 2016 года, которым Латипов ... привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление, чем частично удовлетворена жалоба Латипова Ф.Ф.
УСТАНОВИЛА
Постановлением начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ Набиуллина М.Г. от 08 августа 2016 года
Латипов Ф.Ф. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 руб.
Решением судьи Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года постановление начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ Набиуллина М.Г. от
08 августа 2016 года в отношении Латипова Ф.Ф. по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан начальник отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ
Набиуллин М.Г. просит отменить решение судьи Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года.
В письменном возражении на жалобу, Латипов Ф.Ф. просит отказать в удовлетворении жалобы, оставить решение судьи без изменения.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные, не явились. Считаю возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражения на нее, прихожу к выводу, что имеются основания для отмены судебного решения от 21 сентября 2016 года.
В соответствии с ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, перевозка тяжеловесных грузов осуществляется в соответствии со специальными правилами.
На основании ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года
N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок выдачи специального разрешения установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года
N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов". Согласно данному приказу указанный порядок на автомобильные краны не распространяется.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года N 12 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", которое вступило в силу с 01 января 2015 года, определено, что под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272.
Из материалов дела усматривается, что водитель
Латипов Ф.Ф. в 19 часов 01 минуту дата на 1 км автодороги ... - адрес РБ, в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения РФ, управлял транспортным средством - автокраном ... с государственным регистрационным знаком ... , с фактическими нагрузками на оси: 1 ось - 4,78 тонн; 2 ось - 9,02 тонн (с превышением на 10,54%); 3 ось - 8,62, не имея специального разрешения, то есть осуществлял движение тяжеловесного транспортного средства с превышением максимально допустимых нагрузок на ось на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, результатами взвешивания - актом
N 422, иными материалами дела.
Всем собранным по делу доказательствам должностное лицо дало правильную оценку, обоснованно установив вину Латипова Ф.Ф. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Основанием для привлечения к административной ответственности по
ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ является акт о превышении транспортным средством допустимых осевых нагрузок, в котором указаны допустимые и фактические осевые нагрузки транспортного средства.
Измерение массы транспортного средства произведено в соответствии с Порядком осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27 апреля 2011 года
N 125.
Весы, которыми производилось взвешивание, прошли поверку и являются сертифицированными средствами измерения, пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Поверка устройства весоизмерительного произведена 23 ноября 2015 года, свидетельство о поверке N 7/3678, оснований сомневаться в результатах взвешивания не имеется.
Порядок выдачи специального разрешения установлен приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года N 258 "Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов", в соответствии с которым указанный порядок на автомобильные краны не распространяется.
Вместе с тем, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09 января 2014 года N 12 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", которое вступило в силу с 01 января 2015 года, определено, что под транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, понимается транспортное средство, в том числе специализированное и специальное транспортное средство, или комбинация транспортных средств (автопоезд), масса которого с грузом или без груза превышает допустимые массы транспортных средств и (или) допустимые осевые нагрузки, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
15 апреля 2011 года N 272.
Из изложенного следует, что с 01 января 2015 года на движение специализированных и специальных транспортных средств, в том числе и автокранов, масса которых превышает предельно допустимые массы, необходимо получать разрешение, а также указанные автотранспортные средства подлежат весовому контролю.
В приложении N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 N 272. с изменениями от 17 мая 2016 года установлено, что для транспортных средств - грузовые автомобили с двускатными колесами со сдвоенными осями при расстоянии между сближенными осями от 1,3 м до 1,8 м, к которым относится ... , для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку 10 тонн на ось, допустимая осевая нагрузка колесных транспортных средств в зависимости от нормативной (расчетной) осевой нагрузки и числа колес на оси - 16 тонн. Согласно примечания 3 приложения N2 для сдвоенных и строенных осей, конструктивно объединенных в общую тележку, допустимая осевая нагрузка определяется путем деления общей допустимой нагрузки на тележку на соответствующее количество осей, т.е. в данном случае: 16 тонн на 2 оси, на одну ось - 8 тонн. У автомашины ... нагрузка на 2-ую ось составила 9,02 т., при применяемой нагрузки в 8,16 т. превышение составило 0,86 т., т.е. 10,54%
Собранные доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности соответствуют требованиям КоАП РФ, но при рассмотрении дела судьей первой инстанции им не дана оценка по правилам ст. 26.11
КоАП РФ.
Действия Латипова Ф.Ф., выразившиеся в нарушение ст. 31 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а именно: управление автокраном ... , государственный регистрационный знак ... , с превышением допустимой нагрузки на ось 10,54% без специального разрешения, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, выводы судьи Краснокамского межрайонного суда РБ об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, в действиях Латипова Ф.Ф. нельзя признать законными и обоснованными.
Решение судьи Краснокамского районного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года подлежит отмене, как вынесенное с нарушением требований статей 24.1, 26.1, 26.2, 26.11, 30.6, 30.7 КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ, составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Латипова Ф.Ф. дела об административном правонарушении, установлены 08 августа 2016 года, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу истек 08 октября 2016 года.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
РЕШИЛА
Отменить решение судьи Краснокамского межрайонного суда Республики Башкортостан от 21 сентября 2016 года и постановление начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ Набиуллина М.Г. от 08 августа 2016 года.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Латипова Ф.Ф. по ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Жалобу начальника отделения ГИБДД ОМВД России по Калтасинскому району РБ Набиуллина М.Г. удовлетворить.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республик Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Ярмухаметова А.С.
дело N 21-1406/2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.