Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Пономаревой Л.Х. и Салихова Х.А.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Зинатуллина Н.Ш. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2016 г., по иску Зинатуллина Н.Ш. к администрации сельского поселения Михайловский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о возложении обязанности расторгнуть договор аренды земельного участка, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Зинатуллина Н.Ш. - Галеевой И.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Зинатуллин Н.Ш. обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Михайловский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан (далее - Администрация сельского поселения) о возложении обязанности расторгнуть договор аренды земельного участка от 22 января 2002 г., подготовить и направить в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Михайловка, ул. адрес
Заявленные требования мотивированы тем, что Зинатуллин Н.Ш. является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, д. Михайловка, ул. Уфимская, д. адрес Названный земельный участок предоставлен истцу по договору аренды от 22 января 2002 г. Истец обратился к Администрации сельского поселения с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, однако письмом N 1280 от 21 сентября 2015 г. отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2016 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований Зинатуллина НШ к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка отказать.
Требования Зинатуллина НШ к Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании расторгнуть договор аренды земельного участка оставить без рассмотрения.
В апелляционной жалобе Зинатуллин Н.Ш. ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Истец Зинатуллин Н.Ш., представитель ответчика - Администрации сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали. В связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22 января 2002 г. между администрацией Михайловского сельсовета и Зинатуллиным Н.Ш. заключен договор аренды земельного участка N 2, по условиям которого последнему передан в аренду сроком на 49 лет до 22 января 2051 г. земельный участок площадью N ... кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. адрес для ведения личного подсобного хозяйства (п. 1.1, п. 3.1 Договора).
Дополнительным соглашением N 1 от 11 декабря 2014 г. внесены изменения в договор аренды N 2 от 22 января 2002 г., п. 1.1. изложен в следующей редакции: "На основании постановления главы администрации Михайловского сельсовета N 3 от 14 января 2002 г. арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N ... , находящийся по адресу: РБ, Уфимский район, с/с Михайловский, с. Михайловка, ул. адрес для ведения подсобного хозяйства, общей площадью N ... кв.м".
Истец Зинатуллин Н.Ш. является собственником жилого дома площадью N ... кв.м, по адресу: Республика Башкортостан, Уфимский район, с. Михайловка, ул. адрес строение 1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 4 февраля 2015 г. сделана запись о регистрации (л.д. 12).
Испрашиваемый земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет 20 февраля 2002 г. Как видно из кадастрового паспорта от 4 декабря 2015 г. N ... земельный участок с кадастровым номером N ... имеет площадь N ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения подсобного хозяйства, находится по адресу: Республика Башкортостан, с. Михайловка, ул. адрес. Площади данного земельного участка: 38 кв.м и 509 кв.м заняты газопроводом и охранной зоной газопровода. Имеются ограничения прав, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Правила охраны газораспределительных сетей (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878). 02.47.2.38 Постановление Администрации муниципального района Уфимский район "Об утверждении границ зоны с особыми условием использования - охранной зоны объектов газораспределения" от 2 ноября 2011 N 2546. Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации "Правила охраны магистральных трубопроводов" утв. Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 N 9 02.47.2.1008. Постановлением Госгортехнадзора России "Правила охраны магистральных трубопроводов" от 22 апреля 1992 N 9 (л.д. 37-41).
С целью оформления права собственности на указанный земельный участок истец обратился с заявлением в Администрацию сельского поселения. Письмом N 1280 от 21 сентября 2015 г. Зинатуллину Н.Ш. указано, что часть земельного участка с кадастровым номером N ... находится за границами красных линий, на территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Разъяснены положения п. 2 ст. 15, п. 12. ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Разрешая спор, оставляя без рассмотрения требования Зинатуллина Н.Ш. к Администрации сельского поселения о возложении обязанности расторгнуть договор аренды земельного участка, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, каких-либо доказательств обращения с предложением о расторжении указанного договора Зинатуллиным Н.Ш. суду представлено не было.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции в указанной части.
В силу п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно пункту 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 1 июля 1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса", спор об изменении или расторжении договора может быть рассмотрен судом по существу только в случае представления истцом доказательств, подтверждающих принятие им мер по урегулированию спора с ответчиком, предусмотренных пунктом 2 статьи 452.
Из представленных истцом материалов дела не усматривается соблюдение им досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного законом, а именно направления в Администрацию сельского поселения, с которой заключен договор аренды земельного участка N 2 от 22 января 2002 г., досудебного предложения о расторжении договора.
При таких обстоятельствах решение суда в части оставления искового заявления Зинатуллина Н.Ш. о возложении обязанности расторжения договора аренды земельного участка без рассмотрения судебная коллегия считает законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование о возложении обязанности расторжения договора аренды земельного участка не является самостоятельным требованием, не может полечь отмену решения суда в вышеприведенной части, поскольку основан на неверном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Зинатуллина Н.Ш. в части возложения обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его истцу, суд первой инстанции исходил из того, что часть спорного земельного участка выходит за границы красных линий, предоставление данного земельного участка в собственность истца не представляется возможным.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельныйустановлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение установлен статьями 39.14 (п. 1 пп. 7), 39.20 (п. 1) Земельного кодекса.
Так, в силу пп. 7 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов путем заключения договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно п.1 ст. 39.20 Земельного кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
На основании пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса.
Из указанной нормы закона следует, что наличие действующего договора аренды земельного участка не является препятствием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктами 4 - 7 статьи 39.17 Земельного кодекса рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Отказывая истцу в заключении договора купли-продажи спорного земельного участка Администрация сельского поселения указала на то, что часть испрашиваемого земельного участка находится в границах красных линий, на территории общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (для прохода, проезда, обслуживания сетей и объектов инженерно-технического обеспечения и т.п.), доказательств чему в материалы дела не представлено.
Согласно части 2, пунктам 7 и 13 части 5 статьи 27 Земельного кодекса земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
На основании части 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст. 85 Земельного кодекса предусматривает запрет на приватизацию только в отношении земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования (Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 11-В09-19).
Между тем, каких-либо объектов общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположен жилой дом и надворные постройки истца.
Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.
При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 г. N 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что весь спорный земельный участок или его часть находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каких-либо ограничений прав, установленных органами государственной власти или местного самоуправления в отношении испрашиваемого земельного участка, не зарегистрировано.
Суждение суда о том, что испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность за плату по причине нахождения в охранной зоне объектов газораспределения, магистрального трубопровода, является незаконным, основанным на неправильном применении вышеприведенных положений Земельного кодекса.
Из смысла ст.32 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и "Правил охраны магистральных трубопроводов", утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29 апреля 1992, Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 N 9, следует, установление охранных зон на земельном участке влечет за собой необходимость соблюдения собственником жилого дома минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения при строительстве и обеспечение беспрепятственного доступа для обслуживания и устранения повреждений газопровода.
Следовательно, при наличии охранных зон собственник, владелец либо пользователь земельного участка ограничивается в его использовании с целью обеспечения специализированной организации беспрепятственного доступа к сооружению для осуществления профилактических или аварийных работ.
В связи с изложенным, оснований для отказа в предоставлении в собственность за плату истцу, как собственнику жилого дома, спорного земельного участка, не имелось.
Поскольку решение суда основано на неправильном применении норм материального права, то подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Зинатуллина Н.Ш. к Администрации сельского поселения о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, с принятием нового решения о возложении обязанности на Администрацию сельского поселения подготовить и направить в адрес Зинатуллина Н.Ш. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ...
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2016 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Зинатуллина Николая Шафеевича к администрации сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка.
В отмененной части принять новое решение, которым обязать администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан подготовить и направить в адрес Зинатуллина НШ проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью N ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения подсобного хозяйства, адрес (описание местоположения): местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, Уфимский район, с/с Михайловский, с. Михайловка, ул. адрес
В остальной части решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2016 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Моисеева Г.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.