Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Александровой Н.А.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2016 г., которым постановлено:
исковые требования прокурора Уфимского района РБ в защиту прав и интересов Калимуллиной Г.Р. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставить Калимуллиной Г.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Троценко Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Прокурор Уфимского района РБ обратился в суд в защиту прав и интересов Калимуллиной Г.Р. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, мотивируя тем, что прокуратурой Уфимского района Республики Башкортостан, в связи с поступившим обращением Калимуллиной Г.Р., проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредоставлением жилья Калимуллиной Г.Р. Установлено, что Калимуллина Г.Р., дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных, в соответствии с законом, жилым помещением. Согласно выписке из ЕГРП, объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрированы за Калимуллиной Г.Р., отсутствуют. дата постановлением администрации MP Уфимский район N ... Калимуллина Г.Р. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях из числа детей, находящихся под опекой и не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время Калимуллина Г.Р., не являющаяся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма до настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением, тем самым нарушены жилищные права Калимуллиной Г.Р., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Прокурор Уфимского района РБ просил суд обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан предоставить Калимуллиной Г.Р. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановилприведенное выше решение.
Не согласившись с принятым решением, Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обратилась в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Башкортостан с апелляционной жалобой, указав, что в настоящее время финансовые средства для приобретения жилого помещения Калимуллиной Г.Р. не выделены, то есть обязанность, предусмотренная Федеральным законом N 159-ФЗ, Законом N 188-з не исполнена, соответственно обеспечение Калимуллиной Г.Р. жилым помещением Администрацией не предоставляется возможным.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Верховного суда Республики Башкортостан представитель Администрация муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Ямурова И.Р. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение отменить.
Прокурор, Калимуллина Г.Р. в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся лиц, прокурора, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан в интересах Калимуллиной Г.Р., суд первой инстанции исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, и возложил на Администрацию района обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению Калимуллиной Г.Р. жилым помещением; Калимуллина Г.Р., обратившись в Администрацию района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представив документы о составе семьи, тем самым реализовала свое право на обеспечение жилым помещением, постановлением Администрации района она признана нуждающейся в жилом помещении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан".
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 6 сентября 2013 г. N 407 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан.
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у Калимуллиной Г.Р., состоящей на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия. Калимуллина Г.Р., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящая на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Исходя из вышеприведенного, доводы жалобы Администрации района об отсутствии финансирования являются несостоятельными, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения, собранным по делу доказательствам суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Вместе с тем, резолютивная часть решения суда содержит указание на обязанность ответчика предоставить Калимуллиной Г.Р. жилое помещение за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, что не соответствует правовым нормам.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Согласно ч. 6 ст. 19 указанного Закона, наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В развитие указанных предписаний ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет бюджета субъекта РФ.
Соответственно в ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном порядке государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Приложением N 22 таблица 29 Закона Республики Башкортостан от 27 ноября 2015 N 289-з (ред. от 23 сентября 2016 г.) "О бюджете Республики Башкортостан на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" предусмотрено распределение субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений за счет средств федерального бюджета на 2016 г. всего 154 891,1 тыс. руб.
С учетом приведенных норм права, правовых оснований для возложения на Администрацию района обязанности по предоставлению Калимуллиной Г.Р. жилья за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса, то положения Бюджетного кодекса Российской Федерации к отношениям с участием граждан неприменимы.
Таким образом, из резолютивной части решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2016 г. подлежат исключению указание на предоставление за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым внести в резолютивную часть решения суда соответствующие изменения.
Руководствуясь ст.ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2016 г. изменить.
Исключить из резолютивной части решения суда указание на предоставление Калимуллиной Г.Р. жилого помещения за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации.
В остальной части решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Н.А. Александрова
Ю.Ю. Троценко
Справка: судья Моисеева Г.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.