Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Милютина В.Н.
судей: Мухаметовой Н.М.
Мугиновой Р.Х.
при секретаре Хабировой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО адрес ФИО6 на заочное решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 20 июля 2016 года, которым постановлено:
исковые требования ФИО3 - удовлетворить.
Обязать ответчика администрацию городского округа адрес предоставить ФИО3, ее дочери ФИО1, дата года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте адрес, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее 42 кв.м.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, действующая за себя и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в суд с иском об обязании администрации городского округа адрес предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, пригодное для проживания ребенка-инвалида ФИО1, дата года рождения, в черте адрес РБ, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, вне очереди. Свои требования истец мотивирует тем, что одна воспитывает дочь - инвалида ФИО1, дата года рождения, проживает в съемном жилом помещении в адрес, своего жилого помещения не имеет, они с дочерью нуждаются в дополнительной жилой площади и нормальных жилищно-бытовых условиях. Постановлением N ... от дата ее семья признана малоимущей. Постановлением N ... от дата ее семья принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
дата решением врачебной комиссии РПБ N ... МЗ РБ установлено, что имеющееся у ребенка заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378, и перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817, дающих право на дополнительную жилую площадь.
Судом вынесено вышеприведенное заочное решение, об отмене которого просит представитель Администрации ГО адрес ФИО6, указывая на его незаконность и необоснованность, полагая, что право на предоставление жилья за счет Администрации возникает у лиц, вставших на учет до дата; средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения.
Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, учитывая надлежащее извещение участников процесса, отсутствие сведений о причинах их неявки, а также ходатайств об отложении судебного заседания, признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения ФИО3, поддержавшей заочное решение суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, коллегия не усматривает оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей Декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая жилище, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (п.3 ст.2 ЖК РФ).
Статьей 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма помещений муниципального жилищного фонда.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции от 01 апреля 2010 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации (ст.51 ЖК РФ).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17).
Согласно части третьей статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ), инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
В соответствии с ч.2 ст. 58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что семья ФИО3 постановлением администрации ГО адрес N ... от дата признана малоимущей, что подтверждается сообщением N ... от дата Администрации ГО адрес (л.д.6).
В соответствии с сообщением N ... от дата Администрации ГО адрес семья ФИО3 состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с дата года, а также включена в отдельный список граждан на получение жилья (л.д.7).
Согласно свидетельства о рождении серии N ... от дата ФИО1, дата года рождения, в графе отец имеется запись ФИО2, в графе мать записано ФИО3 (л.д.4).
Согласно справке серии МСЭ-2007 N ... ФИО4, дата.рождения,является инвалидом: категория "Ребенок - инвалид", инвалидность установлена на срок до дата (л.д.5).
Согласно справке врачебной комиссии ГБУЗ РПБ N ... МЗ адрес от дата освидетельствована ФИО1, дата года рождения, заключение: заболевание входит в перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378 и перечень заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817, дающих право на дополнительную жилую площадь (л.д.8).
Согласно справке N ... от дата ООО Домоуправление " ФИО13" в жилом помещении, расположенном по адресу РБ, адрес, общей площадью 41 кв.м., зарегистрированы по месту жительства: ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО1 (л.д.14).
Согласно уведомлению Управления Росреестра N ... от дата. сведения о правах ФИО3 на имеющиеся у нее объекты недвижимости отсутствуют (л.д.13).
Решением Совета городского округа адрес Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения N ... от дата установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере от 14 до 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Отсутствие у ФИО3 и малолетней ФИО1, дата года рождения, в собственности либо на праве социального найма иного жилого помещения, установление ФИО1, дата года рождения, инвалидности, нуждаемость в постоянном постороннем уходе, признание малоимущими и поставка на учет во внеочередной список нуждающихся в жилых помещениях лиц, с правом несовершеннолетней ФИО1 права на дополнительную жилую площадь, обязывает Администрацию городского округа адрес предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма в черте города адрес, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, но не менее 42 кв.м.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для изменения или отмены заочного решения в апелляционном порядке и по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права.
Мотивы, по которым суд первой инстанции согласился с доводами сторон, подробно со ссылкой на соответствующие нормы права и доказательства изложены в заочном решении и не вызывают у судебной коллегии сомнения.
При таком положении, постановленное по данному делу заочное решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 20 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО адрес ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Н. Милютин
Судьи: Н.М. Мухаметова
Р.Х. Мугинова
Справка: судья Александрова Н.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.