Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Турумтаевой Г.Я.
Фроловой Т.Е.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Абадовской Т.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Турумтаевой Г.Я., объяснения Калин К.А., представителя администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Ямуровой И.Р., судебная коллегия
установила:
прокурор Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Калин К.А. к Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района, в связи с поступившим обращением Калин К.А., проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в ходе, которой установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья Калин К.А. Установлено, что Калин К.А., дата года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных, в соответствии с законом, жилым помещением. Согласно выписке из ЕГРП, объекты недвижимости, право собственности, на которые зарегистрированы за Калин К.А., отсутствуют. дата постановлением администрации муниципального района Уфимский район N ... Калин К.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях из числа детей, находящихся под опекой и не имеющих закрепленного жилого помещения. В настоящее время Калин К.А., не являющаяся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма не обеспечена благоустроенным жилым помещением, тем самым нарушены жилищные права Калин К.А., которая имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Прокурор Уфимского района Республики Башкортостан просил обязать Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан предоставить Калин К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан в защиту прав и интересов Калин К.А. удовлетворены. Суд обязал Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставить Калин К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Лукманова И.Р. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления. В жалобе указывает на отсутствие у администрации объективной возможности по обеспечению жилыми помещениями всех нуждающихся в предоставлении жилья. Выделенные денежные средства на дата администрация может приобрести 8 жилых помещений и соответственно заключить только 8 договоров найма специализированных жилых помещений с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Проверив оспариваемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 ФЗ N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом закон не устанавливает очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в статье 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Согласно статьям 1, 2 Закона РБ N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Калин К.А., дата года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан дата N ... Калин К.А. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях из числа детей, находящихся под опекой и не имеющих закрепленного жилого помещения.
Согласно выписке из ЕГРП, объекты недвижимости, право собственности, на которые зарегистрированы за Калин К.А., отсутствуют. Установлено, что Калин К.А. не имеет в собственности жилого помещения и до настоящего времени не обеспечена. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
При указанных обстоятельствах суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора и обоснованно обязал предоставить Калин К.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылки ответчика в жалобе о недостаточности средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске, поскольку не освобождает ответчика от исполнения установленной законом обязанности по обеспечению Калин К.А. жилым помещением.
При этом гарантированное законом право Калин К.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия финансирования.
Вместе с тем, рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции установил, что возложение на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, не соответствует правовым нормам.
Так, в соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета РФ.
В силу п. 24 ч. 2 ст. 26.3 ФЗ N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе, детей, оставшихся без попечения родителей.
С учетом приведенных норм права, правовых оснований для возложения на Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обязанности по предоставлению Калин К.А. жилья за счет средств и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, не имеется, поскольку субвенции на осуществление указанных полномочий уже переданы в установленном порядке.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса РФ отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В силу того, что отношения, возникающие в процессе предоставления денежных средств из бюджета Республики Башкортостан и осуществление расходов бюджета Республики Башкортостан, относятся к бюджетным правоотношениям и регулируются бюджетным законодательством, а физические лица не являются участниками бюджетного процесса согласно статье 152 Бюджетного кодекса РФ, то положения Бюджетного кодекса РФ к отношениям с участием граждан не применимы.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым решение суда изменить, исключив из резолютивной части решения суда указание на предоставление Калин К.А. жилого помещения за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации. В остальной части, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, поскольку при разрешении спора суд правильно установилюридически значимые обстоятельства дела, выводы суда мотивированы, основаны на законе и на доказательствах по делу.
Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата изменить. Исключить из резолютивной части решения указание на предоставление Калин К.А. жилого помещения "за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации".
В остальной части решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Васильева
судьи Г.Я. Турумтаева
Т.Е. Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.