Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Нурмухаметовой Р.Р., Портянова А.Г.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 14 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермяков С.А. обратился в суд с иском о возложении обязанности на Администрацию г. Уфы подготовить и направить ему договор купли продажи земельного участка по адресу: ... , с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., по цене 3% от кадастровой стоимости, мотивируя тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом по указанному адресу. На его обращения Письмами Администрации г. Уфы от ... года и ... года ему было отказано в предоставлении земельного участка в собственность как бесплатно, так и за плату, с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, и кроме того, земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 14 июля 2015 года заявленные Пермяковым С.А. исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с решением суда, Управление земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы в апелляционной жалобе просит его отменить, как вынесенное при неправильном применении норм материального права, указывая на то, что испрашиваемый земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, ограничен в обороте, поэтому не может быть предоставлен истцу в собственность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения Г., представляющего интересы истца Пермякова С.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Исходя из требований ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что он является собственником жилого дома по адресу: ... , расположенного на земельном участке с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, в связи с чем, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату. Ответчик вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Между тем, данные выводы судебная коллегия считает ошибочными исходя из следующего.
Судом первой инстанции при разрешении спора не принято вот внимание, что передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
На обращение Пермякова С.А. о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке приватизации Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы от ... года отказано в оказании муниципальной услуги, с указанием на то, что Пермяковым С.А. к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя. Также сообщено, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, а также указано, что согласно решению Совета городского округа г. ... за N ... в ред. от ... года испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд.
На обращение Пермякова С.А. от ... года о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность в порядке выкупа письмом Администрации г. Уфы от ... года Пермякову С.А. отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату, с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, а также указано, что согласно решению Совета городского округа г. ... за N ... в ред. от ... года испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд.
Судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для признания указанных ответов незаконными.
Так при первом обращении Пермяков С.А. ссылался на наличие у него права на бесплатное (в порядке приватизации) приобретение в собственность вышеуказанного земельного участка, что не является предметом и основанием заявленного Пермяковым С.А. в суде спора.
Кроме того, первое обращение Пермякова С.А., как обоснованно указано на то в письме Управления земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы от ... года, не могло быть рассмотрено и разрешено по существу, в виду не предоставления заявителем документа, удостоверяющего его личность, поскольку согласно действующих норм Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность допустимо исключительно гражданам Российской Федерации, кроме того, предоставление земельных участков в собственность гражданам Российской Федерации исключительно носит заявительный характер. Поэтому не предоставление заявителем документа, удостоверяющего личность, в письме от ... года Управлением земельных и имущественных отношений Администрации г. Уфы обоснованно расценено как отсутствие надлежащего обращения по поводу предоставления земельного участка в собственность.
При вторичном ... года обращении Пермякова С.А. о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату, ему в этом было отказано с указанием на резервирование испрашиваемого земельного участка решением Совета городского округа г. Уфа за N ... в ред. от ... года для муниципальных нужд.
Судом не принято во внимание, что на основании ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Согласно решениям Совета городского округа г. ... за N ... от в ред. от ... года испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до ... года. Данное решение опубликовано в газете " ... " за N ... ( ... - ... ) от ... года.
Пермяков С.А. в администрацию г. Уфы о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату обратился ... года, то есть, после принятия указанного решения Совета городского округа г. ... за N ... от в ред. от ... года.
Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки со ссылкой на то, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации. При этом регистрационная служба ссылалась также на статью 131 ГК РФ, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ЗК РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации для охранных зон.
Пунктом 2 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах: особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных; условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Вступившим в законную силу решением ... суда РБ от ... года отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от ... года об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков.
При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, со стороны администрации г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Решение Совета городского округа г. Уфа за N ... в ред. от ... года кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд этот земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Поэтому, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ исследуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 14 июля 2015 года отменить. Вынести новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Пермякова С.А. о возложении обязанности на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить и направить ему договор купли продажи земельного участка по адресу: ... с кадастровым номером N ... , общей площадью ... кв.м. по цене 3% от кадастровой стоимости.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: А.Г. Портянов
Р.Р. Нурмухаметова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.