Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре Рахимовой Р.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан к Исмагилову А.З. об отмене регистрации кандидата в депутаты
по апелляционному представлению прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан, апелляционной жалобе Исмагилова А.З. на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 22 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
установила:
Территориальная избирательная комиссия муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан обратилась в суд с указанным административным иском к Исмагилову А.З.
Требования мотивированы тем, что уполномоченным представителем избирательного объединения Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Н.А.Г. в Территориальную избирательную комиссию муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан 15 июля 2016 года был представлен список кандидатов с приложениями соответствующих документов по одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия РФ", в том числе, и документы от кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу N 6 Исмагилова А.З.
Решением Территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан N 105 от 25 июля 2016 года Исмагилов А.З. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва от Башкирского республиканского отделения Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по одномандатному избирательному округу N6.
В Территориальную избирательную комиссию муниципального района Давлекановский район Республики из ФКУ "Главный информационно - аналитический центр МВД России" Информационный центр Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан поступили сведения о наличии у кандидата Исмагилова А.З. сведений о судимости.
Между тем в документах, подтверждающих выдвижение кандидатом в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертою созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Исмагилова А.З., представленных в территориальную избирательную комиссию 15 июля 2016 года уполномоченным представителем избирательного объединения Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Н.А.Г. для заверения списка кандидатов, в заявлении выдвинутого лица о его согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, не указаны сведения о дате снятия или погашения судимости, что свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений кандидатом Исмагиловым А.З. о наличии, снятии, погашении судимости.
Просили суд отменить регистрацию Исмагилова А.З. в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва, выдвинутого Башкирским республиканским отделением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" по одномандатному избирательному округу N 6.
Решением Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 22 августа 2016 года административный иск Территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан к Исмагилову А.З. об отмене регистрации кандидата в депутаты удовлетворен. Регистрация кандидата в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 Исмагилова А.З., выдвинутого избирательным объединением Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия РФ", отменена.
В апелляционном представлении прокурор Давлекановского района Республики Башкортостан просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе Исмагилов А.З. просит решение суда отменить, считая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что сведения о наличии (отсутствии) погашенной судимости не были предусмотрены в бланках заявлений о регистрации кандидатов в депутаты, на основании которого он зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты по спискам КПРФ. Эти сведения у него ни устно, ни письменно никто не истребовал, поэтому, заполнив графу заявления об отсутствии непогашенной и неснятой судимости, он сдал заявление о регистрации в качестве кандидата в депутаты. Ссылается на то, что требования об отмене регистрации ему адресованы как ответчику, однако он таковым не является; в связи с совпадением статуса административного истца ЦИК(ТИК) со статусом ответчика дело подлежит прекращению, так как решение суда в случае вступления его в силу будет исполняться административным истцом, а не ответчиком в его лице. Информация о наличии погашенной судимости не является закрытой информацией, получение которой требует каких либо дополнительных затрат, а предоставляется по первому требованию заинтересованного лица. Он о дате погашения судимости достоверных сведений не имел и не смог бы достоверно ответить на данный вопрос без истребования этой информации в органах МВД. Полагает, что административным истцом пропущен срок, установленный законом для обращения в суд.
Административный ответчик Исмагилов А.З., не явившийся в заседание судебной коллегии, извещен по правилам ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сведений об уважительности причин неявки не представил, просьб об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
До начала рассмотрения дела по существу от прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан поступил письменный отказ от апелляционного представления.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам принимает отказ от апелляционного представления.
Согласно части 1 статьи 303 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от апелляционного представления допускается до вынесения судом апелляционного определения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Посредством подлинно свободных демократических выборов, осуществляемых в демократическом правовом государстве на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, граждане реализуют принадлежащие им избирательные права - активное, т.е. право избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления, и пассивное, т.е. право быть избранным в эти органы.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "з" пункта 7 названной статьи (установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости), а также подпунктом "а" пункта 7 в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 данного Федерального закона (сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Закона). При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, поданном в избирательную комиссию в письменной форме, выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Аналогичные положения предусматривает Кодекс Республики Башкортостан о выборах.
Содержание понятия "сведения о судимости кандидата" определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан N 3/91-64 от 29 июня 2016 года назначены выборы депутатов Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва на 18 сентября 2016 года.
Уполномоченным представителем избирательного объединения Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия РФ" Низамовым А.Г. в Территориальную избирательную комиссию муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан 15 июля 2016 года был представлен список кандидатов с приложениями соответствующих документов по одномандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия РФ", в том числе и документы от кандидата в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан по одномандатному избирательному округу N 6 Исмагилова А.З., а именно: заявление от кандидата в депутаты Исмагилова А.З. от 07 июля 2016 года, адресованное в Территориальную избирательную комиссию муниципального района Республики Башкортостан, о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 6 от Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия РФ". В данном заявлении Исмагилов А.З. помимо прочих сведений о себе сообщил, что неснятой или непогашенной судимости он не имеет.
Решением Территориальной избирательной комиссии муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан N 105 от 25 июля 2016 года Исмагилов А.З., выдвинутый избирательным объединением Башкирское республиканское отделение Политической партии "Коммунистическая партия РФ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 6.
Также судом установлено, что приговором Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 13 февраля 2009 года Исмагилов А.З. осужден по п.п. "а, в" ч.2 ст. 163 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года, о чем избирательной комиссии стало известно из сообщения Информационного центра МВД по РБ N 3/-4738 от 03 августа 2016 года; преступление, предусмотренное ч.2 ст. 163 УК РФ, в соответствии с ч.4 ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений; с учетом положений п. "а" ч.3 ст.86 УК РФ судимость Исмагилова А.З. погашена в феврале 2011 года.
Однако в заявлении Исмагилова А.З. в адрес избирательной комиссии от 07 июля 2016 года о даче согласия баллотироваться в кандидатом в депутаты Совета муниципального района Давлекановский район Республики Башкортостан сведения об имевшейся у него судимости не указаны (сокрыты).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие в представленных Исмагиловым А.З. в избирательную комиссию документах сведений о погашенной судимости является основанием для отмены его регистрации кандидатом в депутаты.
Позиция суда основана системном толковании требований избирательного законодательства, судебная коллегия с ней соглашается.
Статьей 86 Уголовного кодекса Российской Федерации регламентировано, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
Вместе с тем понятие "сведения о судимости кандидата", используемое в избирательном законодательстве, не совпадает с понятием "судимость" в уголовном законодательстве, где наличие судимости имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.
По смыслу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность.
Анализ норм избирательного законодательства, содержащих требования к кандидату, предусматривающих основания для отказа в его регистрации, а также отмены решения о регистрации кандидата или отмены его регистрации, свидетельствует о том, что к лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
При этом следует также иметь в виду, что право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления неразрывно связано с правом занимать публичную должность и тем самым осуществлять политическую власть, в том числе принимать нормативные правовые и правоприменительные акты, обязательные для других лиц. К репутации лиц, занимающих публичные должности, федеральным законодателем предъявляются повышенные требования и обусловлено это тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.
Подтверждением правильности этой позиции является внесение Федеральным законом от 21 февраля 2014 года N 19-ФЗ дополнения в подпункт 58 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ о необходимости сообщать в сведениях о кандидате не только об имеющейся судимости, но и о погашенных и снятых судимостях.
Ошибочным является утверждение в жалобе о нарушении судом положений части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающих возможность оспорить решение о регистрации кандидата в течение 10 дней со дня его принятия.
Поскольку требования заявлены в порядке пунктов 6, 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ об отмене регистрации кандидата, на возникшие правоотношения приведенная процессуальная норма не распространяется.
В силу требований пункта 5 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ и части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, а решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Указанные правовые предписания судом соблюдены.
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения о погашенной судимости не влекут отказа в регистрации кандидата и имеют уведомительный характер, изложенных в решении выводов суда не опровергает, поскольку сводится к иному, неправильному толкованию норм материального права.
Указанный довод жалобы противоречит установленной пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ обязанности кандидата в депутаты именно на этапе его выдвижения сообщить в заявлении о согласии баллотироваться обо всех фактах вынесения в отношении него обвинительного приговора, а потому не может служить поводом к отмене решения суда.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, основаны на неверном толковании норм материального права без учета специфики избирательного законодательства, направленного на установление объема обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
В этой связи доводы апелляционной жалобы следует признать несостоятельными, так как они являлись предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой, несогласие с которой не может повлечь отмену либо изменение правильного по существу решения суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве основания для отмены решения, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан от апелляционного представления на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 22 августа 2016 года.
Апелляционное производство по апелляционному представлению прокурора Давлекановского района Республики Башкортостан на решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 22 августа 2016 года прекратить.
Решение Давлекановского районного суда Республики Башкортостан от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Имагилова А.З. - без удовлетворения.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Александрова Н.А.
Троценко Ю.Ю.
Справка: судья Конавченко А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.