Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Кабировой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минюк К.Ф. к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 141 от 03 февраля 2016 года незаконным в части, позволяющей распространение измененной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... :9 на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года,
по апелляционной жалобе Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 01 августа 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., объяснения представителя Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Китаева А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Минюк К.Ф. по доверенности Камаева М.М., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан Постановлением N 5860 от 30 декабря 2014 года (далее - Постановление N5860) утвердила результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Согласно пункту ... Постановления N5860 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... :9 составляет 5 726076 руб. 38 коп.
Впоследствии постановлением
от 03 февраля 2014 года N 141 (далее - Постановление N 141) Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан внесены изменения в Постановление N 5860 в части установления кадастровой стоимости указанного земельного участка. Так, в пункте 6 сумма "5 726076 руб. 38 коп." заменена суммой "14753814 руб. 40 коп.".
Минюк К.Ф. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... :9 на основании договора аренды N 1064 - 14 от 03 октября 2014 года, заключенного с Управлением земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Истец полагает, что ретроактивное действие оспариваемого нормативного правового акта противоречит конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан, требованию определенности правового регулирования, а также принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 582 от 16 июля 2009 года "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Просит о признании Постановления Администрации городского округа город Уфа N 141 от 03 февраля 2016 года незаконным в части, позволяющей распространение измененной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... :9 в размере 14753814 руб. 40 коп. на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.
Решением Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 1 августа 2016 года административные исковые требования Минюк К.Ф. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что истом избран ненадлежащий способ защиты права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан проверила законность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое Постановление не отвечает основным принципам определения арендной платы, в частности принципу предсказуемости расчета арендной платы; законодательство не предусматривает возможности изменения арендной платы в одностороннем порядке за истекший период в случае принятия нормативного правового акта, ухудшающего положение арендаторов; поскольку предусмотрено ретроактивное действие пункта 2 Постановления N5860 в редакции оспариваемого нормативного правового акта, введение которого повлекло за собой возможность расчета арендной платы за пользование Минюк К.Ф. земельным участком в повышенном размере с 1 января 2015 года, Постановление N 141 в части придания обратной силы и применения с 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ... :9 является незаконным.
С выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусматривает вступление в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости только после даты его официального опубликования (статья 24.17).Согласно статье 23 Устава Городского округа город Уфа Республики Башкортостан Глава Администрации является уполномоченным органом по изданию правовых актов по вопросам установления указанного порядка.
Пунктом 5 статьи 28 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан (в редакции решения Совета N 41/2 от 28 января 2015 года) предусмотрено, что Глава Администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Башкортостан, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления Администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.
Администрацией городского округа город Уфа принято Постановление N 5860 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан". Пунктом 1 Постановления N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года, включающие:
- средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан; кадастровую стоимость земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан;
- удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков,
расположенных в границах городского округа город Уфа Республики
Башкортостан в разрезе видов разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 5860 его действие распространяется на правоотношения, возникающие с 1 января 2015 года.
Указанным нормативным правовым актом определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... :9, в отношении которого административный истец является арендатором на основании договора аренды N 1064 - 14 от 03 октября 2014 года.
Администрацией городского округа город Уфа принято Постановление N 141 от 03 февраля 2016 года "Об утверждении измененных значений кадастровой стоимости отдельных земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Пунктом 1 указанного Постановления утверждены измененные значения кадастровой стоимости отдельных участков, расположенных в границах городского округа адрес Республики Башкортостан, утвержденной постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 5860 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан", в том числе земельного участка с кадастровым номером ... :9.
Постановление N 141 от 03 февраля 2016 года принято в форме, предусмотренной частью 5 статьи 30 Устава городского округа город Уфа, опубликовано в соответствии со статьей 34 Устава ГО г. Уфа на официальном интернет - портале ufacity.info и в газете "Вечерняя Уфа" (N 28 (12926) 16.02.2016).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
При этом, вопреки доводам административного истца, с которыми согласился суд первой инстанции, правила вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта в этом акте не были определены, в связи с чем он вступал в силу по общим правилам - после его официального опубликования. Постановление N 141 не содержит указания на возможность его применения к ранее возникшим отношениям.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 26 постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", при рассмотрении заявлений об оспаривании нормативных правовых актов, изменяющих, дополняющих или признающих утратившими силу ранее изданные этим же органом нормативные правовые акты, необходимо учитывать, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих внесению органом, издавшим в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, изменений и дополнений, а также отмене этого акта.
Как указано в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, действуя в пределах своей компетенции, вправе изменить утвержденные ранее постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 5860 от 30 декабря 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" значения кадастровой стоимости отдельных участков.
Доводы административного истца о том, что Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа в адрес Минюк К.Ф. направлено письмо N 2575 от 11 апреля 2016 года, согласно которого подготовлены для подписания уточненные расчеты арендной платы за земельный участок с кадастровым номером ... :9 с 01 января 2015 года по 31 декабря 2016 года в повышенном размере (1726,4 руб/кв.м. против 670,03 руб/кв.м.), обоснованные принятием Постановления N 141, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого нормативного правового акта.
Судебная коллегия в этой связи отмечает, что само по себе изменение кадастровой стоимости земельного участка не нарушает прав административного истца, поскольку не лишает его возможности оспорить кадастровую стоимость этих земельных участков по основаниям, предусмотренным статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, либо оспорить действия соответствующего уполномоченного органа - Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа, связанные с расчетом арендной платы.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Минюк К.Ф.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 01 августа 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Административные исковые требования Минюк К.Ф. к Администрации Городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 141 от 03 февраля 2016 года незаконным в части, позволяющей распространение измененной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ... :9 на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий: Науширбанова З.А.
Судьи: Александрова Н.А.
Троценко Ю.Ю.
Справка: судья Сунгатуллин А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.