Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Александровой Н.А.,
Куловой Г.Р.,
при секретаре Гильмутдиновой И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Барыкина Н.С. на решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... , которым постановлено:
в удовлетворении административного иска Барыкина Н.С. к Республиканскому наркологическому диспансеру N ... о признании незаконным постановку на учет в Республиканский наркологический диспансер - отказать.
Заслушав доклад судьи Куловой Г.Р., судебная коллегия
установила:
Барыкин Н.С. обратился в суд с административным иском к Республиканскому наркологическому диспансеру N ... о признании незаконной постановку на учет.
В обоснование указал, что ... ему стало известно, что он состоит на наркологическом учете у врача нарколога. О данном факте ему стало известно после обращения прокурора в суд с иском и вызова. ... , его родителям показалось, что он употребляет наркотические средства. Он обратился в наркологический диспансер по месту жительства, чтобы сдать анализы, подтверждающие отсутствие наркотических средств у него в крови. В наркологическом диспансере ему выдали направление для сдачи анализа крови. Результат анализа крови был отрицательным, что свидетельствует об отсутствии у него в организме наркотических средств. Через год он снова сдал анализы, которые были отрицательными. В ... его поставили на наркологический учет и выставили диагноз, о котором он узнал из иска прокурора в ... Он обратился к ответчику с просьбой ознакомиться с материалами личного дела или медицинской карты, но получил отказ.
Просил суд признать незаконной постановку Барыкина Н.С. на учет в Республиканском наркологическом диспансере N ... , обязать Республиканский наркологический диспансер N ... снять Барыкина Н.С. с учета.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Барыкин Н.С. просит решение отменить, считает его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам иска.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещены о дне и времени судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителей ГБУЗ Республиканский наркологический диспансер N ... МЗ Республики Башкортостан Г.А.С. и С.К.Ф., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1. об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2. об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
По смыслу части 6 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из части 7 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
Положениями части 8 статьи 20 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрен порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Судом установлено, что Барыкин С.Н. обратился в Республиканский наркологический диспансер N ... МЗ Республики Башкортостан за получением медицинской помощи по соответствующему профилю, дал соответствующее информированное добровольной согласие, что подтверждается письменным согласием Барыкина С.Н. от ... (л.д.35).
При первичном осмотре врачом Барыкину С.Н. был поставлен диагноз Р15.2 - синдром зависимости, вызванный употреблением других стимуляторов, включая кофеин.
Также в индивидуальной карте амбулаторного больного имеются записи, согласно которой Барыкин С.Н. неоднократно вызвался на прием к врачу.
Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями" утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, в соответствии с которой за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного.
Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР.
При установлении диагноза хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании больные в обязательном порядке предупреждаются о социально-правовых аспектах, связанных с наличием наркологических заболеваний (ограничения на определенные виды трудовой деятельности, возможность принудительного лечения и т.д.).
Аналогичная работа проводится с лицами, замеченными в немедицинском потреблении наркотических средств.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании.
За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.
Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Основанием для прекращения профилактического наблюдения является длительное (в течение года) воздержание от пьянства, прекращение употребления в немедицинских целях наркотических и других одурманивающих средств.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о необоснованности исковых требований Барыкина Н.С., поскольку он был поставлен на профилактический учет в Республиканский наркологический диспансер N ... МЗ РБ обоснованно, при этом, согласие больного на профилактический учет получено добровольно, действия административного ответчика соответствуют требованиям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Инструкции о сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам и требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным, и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда ... Республики Башкортостан от ... оставить без изменения, апелляционную жалобу Барыкина Н.С. - без удовлетворения.
Председательствующий п/п З.А. Науширбанова
Судьи п/п Н.А. Александрова
п/п Г.Р. Кулова
Справка: судья ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.