Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайнуллиной Г.К.,
при секретаре С.
с участием представителя Ямалтдиновой З.Р. по доверенности Фаттаховой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ямалтдиновой З.Р. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости,
установил:
Ямалтдинова З.Р. обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности нежилых помещений:
с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 269 000 руб.;
с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 053 000 руб.;
с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 февраля 2016 года в размере 6 804 000 руб.
В обоснование заявленных требований Ямалтдинова З.Р. указала, что установленная кадастровая стоимость спорных нежилых помещений не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке N N ... , выполненном ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта", что нарушает ее права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
В судебном заседании Фаттахова А.Ф., представляющая интересы административного истца Ямалтдиновой З.Р. по доверенности N N ... поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила установить кадастровую стоимость вышеуказанных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости исходя из результатов проведенной судебной экспертизы, не поддержав ранее представленный отчет об оценке.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и явка которых не признана судом обязательной.
Выслушав представителя Мукаевой Г.И. Фаттахову А.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено приведенной статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 указанного Кодекса.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости названный закон предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
Согласно части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При рассмотрении дела судом установлено, что Ямалтдиновой З.Р. на праве собственности принадлежат нежилые помещения: с кадастровым номером N ... ; с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 февраля 2016 года в размере 6 804 000 руб., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права N ... , N ... и N ... запись регистрации N ... , а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23 сентября 2016 года (т. 1 л.д. 16-18, т. 2 л.д. 8-10).
Согласно кадастровым паспортам: N ... объект недвижимости с кадастровым номером N ... представляет собой нежилое помещение, площадью ... , этаж ... , номера на поэтажном плане ... , дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 13 декабря 2010 года; N ... года объект недвижимости с кадастровым номером ... представляет собой нежилое помещение площадью ... кв.м, этаж ... номера на поэтажном плане ... , дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 5 января 2011 года; N ... объект недвижимости с кадастровым номером ... представляет собой нежилое помещение, площадью ... кв.м, этаж: цоколь, номера на поэтажном плане ... , дата внесения сведений в государственный кадастр недвижимости 28 октября 2013 года (т. 1 л.д. 22-27).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 496 от 24 ноября 2015 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов жилого и нежилого фонда Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 января 2015 года.
Как следует из представленных административным истцом при подаче иска кадастровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 13 сентября 2016 года и ответа Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан N ... на запрос суда, кадастровая стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 3 248 649,87 руб., с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 508 687,84 руб., с кадастровым номером N ... по состоянию на 17 февраля 2016 года составляет 12 099 009,10 руб. (т. 1 л.д. 61-63, 227-233).
Административный истец, полагая, что установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости не соответствует его рыночной стоимости и нарушает ее права как собственника, обратилась с указанным выше административным исковым заявлением в суд.В обоснование заявленных требований о несоответствии кадастровой стоимости объектов их рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке N ... , выполненном ООО "Центр экспертизы и оценки "Церта", согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1 269 000 руб., с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2 053 000 руб., с кадастровым номером N ... по состоянию на 17 февраля 2016 года составляет 4 349 000 руб. (т. 1 л.д. 64-193).
Положительным экспертным заключением N ... , подготовленным саморегулируемой организацией оценщиковой Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков", названный отчет признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, выводы, сделанные оценщиком при определении рыночной стоимости объектов оценки признаны обоснованными (т. 1 л.д. 194-211).
Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, являются заключения экспертов (статья 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
С целью определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, по ходатайству представителя административного истца определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 октября 2016 года по делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено ООО "Центр оценки и права" эксперту ШРТ
Согласно заключению эксперта ШРТ N ... года рыночная стоимость объектов недвижимости: с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1 281 000 руб., с кадастровым номером N ... по состоянию на 1 января 2015 года составляет 2 193 000 руб., с кадастровым номером N ... по состоянию на 17 февраля 2016 года составляет 6 804 000 руб. (т. 2 л.д. 66- 182).
Вышеуказанная экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта подготовлено лицом, обладающим специальными познаниями в указанной области и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, содержит подробное описание проведенного исследования стоимости объектов недвижимости. В рамках проведенного исследования эксперт использовал сравнительный подход путем сравнения продаж, мотивировав отказ от применения других подходов, в заключении дал ответ на поставленные судом вопросы и привел выводы о размере рыночной стоимости объектов недвижимости.
Каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость данного объекта недвижимости является иной, чем отражено в экспертном заключении, суду лицами, участвующими в деле не представлено, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертизы не заявлено.
Суд также учитывает, что лица, участвующие в деле были судом извещены заблаговременно и надлежащим образом, соответственно, имели возможность ознакомиться с материалами дела, в том числе с заключением судебной экспертизы, представить свои возражения, доказательства, однако своим правом не воспользовались.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований не доверять заключению эксперта и с учетом требований статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив данное заключение на предмет относимости, допустимости и достоверности, суд принимает его в качестве доказательства, подтверждающего требования административного истца.
Положения статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности имеют специальный характер и не ограничивают правообладателей земельных участков в использовании судебной защиты, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как собственника объектов недвижимости, являющегося плательщиком имущественного налога, размер которого определяется от кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем суд полагает, что истец вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объектов недвижимости их рыночной стоимости.
На основании изложенного, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, в том числе заключение эксперта N ... , суд полагает возможным удовлетворить заявленные административным истцом требования и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 281 000 руб.; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 193 000 руб.; установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 февраля 2016 года в размере 6 804 000 руб.
Установление измененной кадастровой стоимости объектов недвижимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений об объекте, а представляет собой вновь определенную характеристику, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости.
В силу положений статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В данном случае административный истец обратился с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд 15 сентября 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ямалтдиновой З.Р. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 1 281 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 193 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером N ... равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 февраля 2016 года в размере 6 804 000 руб.
Датой подачи заявления считать 15 сентября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.