Верховный суд Республики Башкортостан
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Уфа 21.11.2016 года
Верховный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Михляевой Г.А.
при секретаре Шакировой Г.Р.
с участием представителя МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ Галиханова Д.Р.
представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан Ташбулатовой Г.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Уфимские инженерные сети" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ) обратилось в Верховный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, указав в обоснование своих требований, что является арендатором земельных участков: с кадастровым номером N ... общей площадью 205 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый котельной N ... ", расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 277 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", расположенного по адресу: адрес с кадастровым номером N ... общей площадью 553 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", расположенного по адресу: адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 298 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", расположенного по адресу: адрес, рядом с домом13/1; с кадастровым номером N ... общей площадью 813 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", расположенного по адресу: адрес, адрес. Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан, установлена кадастровая стоимость земельных участков: по состоянию на 23 июня 2014 года с кадастровым номером N ... в размере 549693,15 руб.; по состоянию на 25 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... в размере 855467,41 руб.; по состоянию на 29 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... в размере 1482830,79 руб.; по состоянию на 20 октября 2014 года с кадастровым номером N ... в размере 842258,26 руб. и с кадастровым номером N ... в размере 1657528,14 руб. Согласно отчету ООО "Центр оценки и права" об оценке от 03.08.2016 г. N 128-16 рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на эти даты составляет: с кадастровым номером N ... в размере 117130,85 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 158269,49 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 315281,89 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 232970,44 руб. и с кадастровым номером N ... в размере 634164,39 руб. Считает, что установленная кадастровая стоимость земельных участков завышена, что нарушает его права, так как ведет к необоснованному увеличению размера арендных платежей. Просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной.
В судебное заседание представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом.
В соответствии с положениями ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании 21.11.2016 года представитель МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ Галиханов Д.Р. исковые требования поддержал. Против выводов эксперта, проведшего исследование участков по определению суда, не возражал, сделанное им заключение не оспорил. Пояснил, что с заключением эксперта знаком, с ним согласен. Указал, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной необходимо для уменьшения размера арендных платежей. Просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной в соответствии с результатом экспертизы.
В судебном заседании 21.11.2016 года представитель Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан и Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан возражала против удовлетворения заявленных требований, против выводов эксперта не возражала, о назначении и проведении повторной экспертизу не ходатайствовала, просила вынести решение в соответствии с законом.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Башкортостан в письменном ответе от 14.10.2016 г. N 009036 сообщило, что в 2014 году проведен очередной тур по актуализации ГКОЗ городского округа г. Уфа. Результаты ГКОЗ определены по состоянию на 01.06.2014 г. и утверждены постановлением Администрации городского округа г. Уфа РБ от 30.12.2014 N 5860. Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 03.05.2005 г. с видом разрешенного использования "для эксплуатации магазина" категории земель: земли населенных пунктов и площадью "205 кв.м.". На основании постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 03.06.2014 г. N 2263 в ГКН 23.06.2014 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "занимаемый котельной N 76". Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 08.04.2004 г. с видом разрешенного использования "для ТП" категории земель: земли населенных пунктов и площадью "277 кв.м.". На основании постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 28.08.2014 г. N 3892 в ГКН 25.09.2014 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "занимаемый бойлерной". Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 12.03.2005 г. с видом разрешенного использования "для обслуживания ТП" категории земель: земли населенных пунктов и площадью "553 кв.м.". На основании постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 21.08.2014 г. N 3812 в ГКН 29.09.2014 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "занимаемый зданием ЦТП N 212". Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 05.04.2004 г. с видом разрешенного использования "под ТП" категории земель: земли населенных пунктов и площадью "298 кв.м.". На основании постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 23.09.2014 г. N 4399 в ГКН 20.10.2014 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "занимаемый зданием ЦТП N 718". Земельный участок с кадастровым номером N ... поставлен на государственный кадастровый учет 28.12.2004 г. с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания" категории земель: земли населенных пунктов и площадью "813 кв.м.". На основании постановления Администрации городского округа г. Уфа РБ от 23.09.2014 г. N 4402 в ГКН 20.10.2014 г. внесено изменение в сведения о виде разрешенного использования на формулировку "занимаемый бойлерной". Кадастровая стоимость участков рассчитана согласно Методическим указаниям по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 10.08.2006 г. N 222. При расчете применен удельный показатель кадастровой стоимости 9-ой группы ВРИ. В результате кадастровая стоимость участков составила соответственно 549693,15 руб., 855467,41 руб., 1482830,79 руб., 842258,26 руб., 1657528,14 руб., определена соответственно по состоянию на 23.06.2014 г., 25.09.2014 г., 29.09.2014 г., 20.10.2014 г. и 20.10.2014 г. (л.д.1-12 т.4).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости подлежащим удовлетворению.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК Российской Федерации. При этом избираемый истцом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В силу ч. 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу пункта 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно положениям ст. 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу положений абзацев 3, 4, 5 статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из положений статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 1 марта 2011 г. N 275-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1555-О, установление кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, тем самым действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 г. N 1555-О правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о рыночной стоимости земельного участка.
При этом определение кадастровой стоимости в размере рыночной обусловлено исключительно выбором иной модели ее исчисления и не означает оспаривание достоверности государственной кадастровой оценки земельного участка и законности акта об ее утверждении.
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих арендатору объекта недвижимости как лицу, имеющему самостоятельный правовой интерес, обратиться в установленном законом порядке в суд в целях установления кадастровой стоимости в размере равной его рыночной стоимости. При этом право на обжалование результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости арендаторами таких объектов не находится в прямой зависимости от того, применяется ли кадастровая стоимость арендуемого объекта для расчета арендных платежей в силу закона или в силу договора.
Материалами дела установлено, что Управлением по земельным ресурсам Республики Башкортостан и МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ заключен договор аренды от 09.09.2014 года N ... сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 205 кв.м., расположенный по адресу: адрес (л.д. 26-32 т.1).
Управлением по земельным ресурсам Республики Башкортостан и МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ заключен договор аренды от 29.12.2014 года N ... сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 277 кв.м., расположенный по адресу: адрес (л.д. 33-38 т.1).
Управлением по земельным ресурсам Республики Башкортостан и МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ заключен договор аренды от 10.12.2014 года N ... сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 553 кв.м., расположенный по адресу: адрес (л.д. 39-44 т.1).
Управлением по земельным ресурсам Республики Башкортостан и МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ заключен договор аренды от 10.12.2014 года N ... сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 298 кв.м., расположенный по адресу: адрес (л.д. 45-50 т.1).
Управлением по земельным ресурсам Республики Башкортостан и МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ заключен договор аренды от 10.12.2014 года N ... сроком до дата. Предметом договора является земельный участок с кадастровым номером N ... площадью 813 кв.м., расположенный по адресу: адрес (л.д. 51-56 т.1).
В соответствии с разделом 4 приведенных договоров аренды размер арендной платы исчисляется путем умножения ставки арендной платы за землю на кадастровую стоимость арендуемого земельного участка и часть (долю) земельного участка, занятого объектом, принадлежащим арендатору. Расчет арендной платы определен в приложении к договору, который является неотъемлемой частью договора (п. 4.3).
Исчисление арендной платы исходя из кадастровой стоимости арендуемых земельных участков подтверждается представленными расчетами (л.д. 31, 37, 43,49, 55 т.1, л.д. 64-78 т.4).
Доказательств иного порядка исчисления размера арендной платы административными ответчиками, заинтересованным лицом суду не представлено.
Материалами дела подтверждается, что земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровым номером N ... общей площадью 205 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый котельной N ... ", расположенного по адресу: адрес, - 03.05.2005 года (л.д. 15 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 277 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", расположенного по адресу: адрес, - 08.04.2004 года (л.д. 16-17 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 553 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", расположенного по адресу: адрес, - 12.03.2004 года (л.д. 18-19 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 298 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", расположенного по адресу: адрес - 05.04.2004 года (л.д. 20-21 т.1); с кадастровым номером N ... общей площадью 813 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", расположенного по адресу: адрес, - 28.12.2004 года (л.д. 22-23 т.1).
Постановлением Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа Республики Башкортостан, определенные по состоянию на 1 июня 2014 года.
Указанный акт является общедоступным документом, размещен на официальных информационных сайтах, а также в правовой системе
"КонсультантПлюс".
МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости, что, принимая во внимание порядок исчисления арендных платежей, исходя из данных государственного кадастра недвижимого имущества о кадастровой стоимости земельного участка, затрагивает права заявителя, как плательщика арендной платы.
Заявителем предоставлен отчет от 03.08.2016 г. N 128-16 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр оценки и права", согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на даты определения их кадастровой стоимости составляет с кадастровым номером N ... в размере 117130,85 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 158269,49 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 315281,89 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 232970,44 руб. и с кадастровым номером N ... в размере 634164,39 руб. (л.д.1-257 т.2).
Соответствие указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности саморегулируемой организации оценщиков, а также определенная оценщиком стоимость объекта оценки подтверждена положительным экспертным заключением от 18.08.2016 г. N2839/С-16 НП СРО "Свободный оценочный департамент" (л.д.238-259 т.3).
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан от 27.09.2016 г. N672 отклонено заявление о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, поступившее в комиссию 01.09 2016 года (л.д.260-268 т.3).
Определением Верховного суда Республики Башкортостан от 25.04.2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка, проведение которой поручено экспертам ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ", на разрешение эксперта постановлен вопрос об определении рыночной стоимости земельных участков: по состоянию на 23 июня 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 205 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый котельной N ... ", адрес местоположения: адрес; по состоянию на 25 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 277 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", адрес местоположения: адрес, р-н адрес; по состоянию на 29 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 553 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", адрес местоположения: адрес; по состоянию на 20 октября 2014 года: с кадастровым номером N ... общей площадью 298 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес; с кадастровым номером N ... общей площадью 813 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес.
Согласно заключению эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" от 03.11.2016 года N 112/11-2016кс рыночная стоимость земельных участков составляет: с кадастровым номером N ... в размере 118000 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 176000 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 337000 руб.; с кадастровым номером N ... в размере 226000 руб. и с кадастровым номером N ... в размере 613000 руб. (л.д.103-168 т.4).
Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" от 03.11.2016 года N 112/11-2016кс, лицами, участвующими в деле, в судебном заседании 21.11.2016 года не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии заключения эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" от 03.11.2016 года N 112/11-2016кс установленным требованиям лицами, участвующими в деле, которые не были лишены возможности ознакомления с экспертным заключением, не приведены.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд, оценивая заключение эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" от 03.11.2016 года N 112/11-2016кс и отчет от 03.08.2016 г. N 128-16 об определении рыночной стоимости земельного участка, выполненный ООО "Центр оценки и права", представленные в качестве доказательств по настоящему делу, приходит к выводу о необходимости использования в качестве обоснования рыночной стоимости заключения эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" от 03.11.2016 года N 112/11-2016кс, поскольку оно соответствует предъявляемым требованиям, находит его достоверным, допустимым, относимым и достаточным. Требования, содержащиеся в ст.ст. 2, 3, 4, 6-8, 16 и 17, ч.2 ст.18, ст.ст. 24 и 25 Федерального Закона от 31.05.2011 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", предъявляемые к судебно-экспертным учреждениям, не являющихся государственными судебно-экспертными учреждениями, экспертом соблюдены. Заключение подготовлено квалифицированным экспертом, компетенция эксперта проверена судом, который предупрежден в установленном законом порядке об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение оформлено надлежащим образом, научно обоснованно, составлено с учетом представленных эксперту документов об объекте оценки и доступных сведений об аналогах, не имеет противоречий, выводы эксперта представляются ясными и понятными, основаны на профессиональных знаниях и научных и практических источниках. При определении рыночной стоимости земельного участка экспертом произведены корректировки "на вид оцениваемых прав", "на торг", "на площадь", "на местоположение" (л.д. 117-136 т.4).
Поскольку экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельных участков, ставить его под сомнение оснований не имеется.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что рыночную стоимость земельного участка необходимо установить с учетом выводов, изложенных в заключении эксперта ООО "Центр независимых экспертиз "Суд-информ" от 03.11.2016 года N 112/11-2016кс.
Принимая во внимание значительное расхождение между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в экспертном заключении, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оценивая в совокупности положения главы III.1 Закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, обратившийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета индивидуальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Как усматривается из материалов дела кадастровая стоимость земельных участков установлена по состоянию на 23 июня 2014 года с кадастровым номером N ... , по состоянию на 25 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... по состоянию на 29 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... по состоянию на 20 октября 2014 года с кадастровыми номерами N ... , что подтверждается кадастровыми справками о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 21.09.2016 года (л.д. 10-14 т.1). На эту же дату экспертом определена рыночная стоимость земельных участков.
Исходя из части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию несоответствия заявленной МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ рыночной стоимости земельных участков лежит на административных ответчиках.
Лицами, участвующими в деле, каких-либо доводов, позволяющих подвергать сомнению указанное заключение судебной экспертизы, не приведено, доказательств в опровержение данного заключения не представлено, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
С учетом изложенного, права заявителя - арендатора земельных участков, могут быть защищены с использованием такого способа как установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, поскольку результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности МУП "Уфимские инженерные сети" ГО г. Уфа РБ, вытекающие из арендных отношений.
При таких обстоятельствах требования заявителей подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 24.18-24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", ст. ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Муниципального унитарного предприятия "Уфимские инженерные сети" городского округа г. Уфа к ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, поступившее в Верховный суд Республики Башкортостан 07.10.2016 года после обращения 01 сентября 2016 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Республике Башкортостан, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельных участков:
по состоянию на 23 июня 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 205 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый котельной N ... ", адрес местоположения: адрес, равной рыночной стоимости в размере 118000 руб.;
по состоянию на 25 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 277 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", адрес местоположения: адрес, равной рыночной стоимости в размере 176000 руб.;
по состоянию на 29 сентября 2014 года с кадастровым номером N ... общей площадью 553 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", адрес местоположения: адрес, равной рыночной стоимости в размере 337000 руб.;
по состоянию на 20 октября 2014 года:
с кадастровым номером N ... общей площадью 298 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый зданием ЦТП N ... ", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной рыночной стоимости в размере 226000 руб.;
с кадастровым номером N ... общей площадью 813 кв.м., с разрешенным использованием "занимаемый бойлерной", местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, равной рыночной стоимости в размере 613000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Верховного суда
Республики Башкортостан Г.А. Михляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.