Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего: ТМИ.,
членов президиума: ИВГ., ЮРХ., УРР.,
КИЗ.,
при секретаре РГХ
рассмотрел в открытом судебном заседании материал по административному исковому заявлению ГУ к ГСГ о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени,
переданное определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан НИА. от ... года по кассационной жалобе начальника ГУ ЯРР., поступившей ... года, на определение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от ... года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан НИА., президиум
установил:
ГУ обратилось в суд к ГСГ с административным иском о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме ... , пени в сумме ...
В обоснование иска указано, что ГСГ с ... года по ... года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, за период с ... года за ним образовалась задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Определением судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от ... года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года, административное исковое заявление ГУ к ГСГ о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и пени возвращено административному истцу.
В кассационной жалобе начальник ГУ ... просит отменить принятые по делу судебные постановления, указывая на нарушение судами норм процессуального и материального права, ссылаясь на то, что все требования процессуального закона при обращении в суд административным истцом были выполнены.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы материал истребован в Верховный Суд Республики Башкортостан и определением судьи НИА кассационная жалоба с материалом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Верховного Суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации президиум Верховного Суда Республики Башкортостан считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум находит, что имеются основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Суд первой инстанции возвратил исковое заявление со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указав, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административного спора, поскольку из приложенных к административному исковому заявлению документов не представляется возможным установить получение административным ответчиком требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
С приведенными выводами согласился суд апелляционной инстанции, однако указанные выводы противоречат требованиям действующего законодательства.
Как усматривается из административного материала, ГУ, обращаясь с административным иском к ГСГ о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени, указало, что требование, направленное административному ответчику, последним в добровольном порядке не было исполнено.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (здесь и далее приводится в редакции, действовавшей на момент рассмотрения заявления), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 7 статьи 22 названного Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
По смыслу приведенных норм форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов. В силу прямого указания Закона соответствующая процедура извещения признается соблюденной, независимо от фактического получения плательщиком страховых взносов (его представителем) требования, направленного заказным письмом.
Из представленного материала следует, что административным истцом в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора - направления административному ответчику требования к административному иску приложены: копия требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в отношении административного ответчика от ... года, реестр писем, переданных в ... с отметкой ... о принятии от ГУ ... года указанных писем, в том числе в отношении административного ответчика, с указанием адреса его места жительства и реестрового номера почтового отправления. При этом способ доставки указанного требования административному ответчику через ... " самостоятельно определен административным истцом, как органом контроля за уплатой страховых взносов, в силу прямого указания Закона.
Однако, судебная коллегия, признавая правомерным возврат судом первой инстанции административного иска, вопреки приведенным выше правовым нормам не дала надлежащей оценки письменным доказательствам, приложенным к административному иску в качестве подтверждения соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, на предмет их относимости и допустимости.
При таком положении определение судьи первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, поскольку только путем отмены судебных актов могут быть восстановлены права административного истца. Материал по административному исковому заявлению подлежит возвращению в суд первой инстанции для решения вопроса о возможности принятия административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Верховного Суда Республики Башкортостан
постановил:
определение судьи Салаватского городского суда Республики Башкортостан от ... года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от ... года отменить.
Материал по административному исковому заявлению ГУ к ГСГ о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени направить в тот же суд первой инстанции для решения вопроса о возможности принятия административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий ТМИ
Справка: судья Салаватского городского суда Республики Башкортостан СЯК.; судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: КТФ. (председательствующий), НЭР., СФФ (докладчик).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.